Особенности психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, в силу целого ряда причин отмечается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (далее –РАС). Согласно Аналитической справке о состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году, общая численность лиц с РАС составила 45888 человек. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянной, квалифицированной, комплексно организованной психолого-педагогической помощи, которую могут обеспечить специалисты в процессе взаимодействия. Своевременная и индивидуализированная деятельность с данной категорией детей повышает эффективность социализации и расширяет диапазон интеллектуального развития.
Несмотря на то, что отношение к детям с расстройствами аутистического спектра стало иным, нерешенным остается вопрос o том, как правильно построить психолого-педагогическую работу, чтобы ребенок получил не только социальный опыт, но и реали
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА………………………………………6
1.1. Психолого-педагогические проблемы развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра………………………………………………6
1.2. Теоретический анализ деятельности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую работу с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра….. 11
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (на базе дошкольного подразделения ГКОУ «Магаданский областной центр №1»………20
2.1. Изучение специфики и особенностей работы специалистов в системе специального образования с детьми дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра………………………………………20
2.2. Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 42
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 47
БИБЛИОГРАФИЯ
Ажевская, Л.Г. Комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра : учебно-методическое пособие / Л. Г. Ажевская // Государственное автономное учреждение Астраханской области "Научно-практический центр реабилитации детей "Коррекция и развитие" ; авторы-составители Л. Г. Ажевская [и др.]. – Москва : ФЛИНТА, 2018. – 64 с.
Алехина, С.В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография / С. В.Алехина, А.Ю. Шеманов и др. ; отв. ред. С.В.Алехина. – Москва : МГППУ : Буки Веди, 2013. – 333 с.
Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская.– М. : «Когнито-Центр», 2010. – 351 с.
Богдашина, О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма : учебное пособие / О.Б. Богдашина. – Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т, 2012. – 245 с.
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика : учебник : [16+] / Т.Г. Визель. – Москва : АСТ, 2021. – 541 с.
Виноградова, К.Н. Этиология расстройств аутистического спектра / К.Н. Виноградова // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т.3. – №4. – С. 112-131.
Горячева, Т.Г. Расстройства аутистического спектра у детей : метод сенсомоторной коррекции / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина. – Москва : Генезис, 2018. – 165 с.
Довбня, С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе : Практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. – Москва : Альпина ПРО, 2022. – 168 с.
Петрова, Е.Э. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе : методическое пособие / Е.Э. Петрова, Л.И. Дегтярëва, Е.Г. Тиндетникова. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 107 с.
Джамелова, Г.П. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивном пространстве: учеб. пособие / авт.-сост. Г.П. Джамелова, Т.Ю. Овсянникова, И.Н. Рахманина. –М.: ФЛИНТА
В таких ситуациях они могут испытывать возбуждение, тревогу и отрицательное отношение к дальнейшей работе. Важно, чтобы педагог помог ребенку преодолеть трудности, создав в нем уверенность и чувство успеха. После этого можно начать обучение новому навыку, который ребенок будет воспринимать как уже знакомый и выполнимый. Такой подход позволит ребенку с РАС более эффективно учиться и развиваться [8].
Для эффективного учебного процесса важно не только следовать расписанию, но и соблюдать определенные правила поведения. Чтобы дети лучше усвоили эти правила, можно разместить небольшие плакаты на стенах. Например, правило № 1 может гласить, что во время занятий нельзя без разрешения вставать и ходить по группе. Такой подход легче понимать для детей, чем увещевания воспитателя о том, что нельзя трогать чужие вещи и ходить по группе во время занятий. Это правило касается не только ос