Исследование страхов у обучающихся подросткового возраста
Введение
Феномен страха есть и всегда будет одним из самых актуальных вопросов, над которыми бьются ученые. Пока существуют люди, страх будет существовать вместе с ними.
Невозможно найти человека, который никогда не испытывал страха. Тревога, беспокойство и страх являются такими же неотъемлемыми эмоциональными проявлениями нашей духовной жизни, как радость, счастье, гнев, удивление и печаль.
Страх - это эмоция, знакомая каждому. Однако он оказывает на нас гораздо большее влияние, чем кажется. Это эмоция, которая оказывает значительное влияние на восприятие, когнитивные процессы и поведение человека. Сильный страх создает эффект "туннельного восприятия", который серьезно ограничивает свободу восприятия, мышления и выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу действий человека.
Эмоция страха возникает, когда человек попадает в ситуацию, которую он воспринимает как опасную для своего душевного спокойствия или биологического и социального существования. Страх - это сигнал о надви
Содержание
Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты изучения страхов в подростковом возрасте. 5
1.1 Сущность, функции и виды страхов в психологической литературе 5
1.2 Виды, признаки и причины страхов в подростковом возрасте. 8
Глава 2. Практические аспекты изучения страхов в подростковом возрасте.. 15
2.1 Организация и методы исследования. 15
2.2 Анализ результатов исследования. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (после списка) 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдугалимова С. А. Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти // Вестник социально-педагогического института. 2012. № 2.
2. Абдугалимова С. А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными ориентациями: Автореф. дис…. канд. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
3. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
4. Акопян Л. С Диагностика детских страхов и тревожности: Методиче-ское пособие. Самара: РЕКЛАМА СНЦ РАН, 2006.
5. Алексеева Е. Е. Страхи педагогов // Психология здоровья (школьный возраст). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 304–305.
6. Алхазишвили А. А. Индивидуальные типы установки в стрессовой си-туации и степень тревожности // Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского унта, 1976. С. 260–266.
7. Амбарова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность и стратегии преодоления // Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-общественные и экономиче-ские науки. 2013. № 1 (63).
8. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в кон-тексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2009.
10. Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск: Академия, 1991.
11. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.
12. Астапов В. М. Функциональный по
Подростковый возраст является переходным периодом, когда меняются отношения, интересы, увлечения, происходит становление мировоззрения. Трансформацию претерпевает и самооценка личности, а также межличностные отношения в группе. Не удивительно, что такие изменения сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойствами и страхами. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:
Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.
Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр.
Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д. [21]
Скрытые формы а