Возможности нейрокоррекции дисграфии у детей с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дисграфии-нарушению письма у детей-посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается, а наоборот растет. Интерес к данной проблеме ученых обусловлен многими факторами, например, такими как большая распространенность нарушений овладения письмом среди учащихся первых классов и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии, необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма, а также многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии. В научных трудах ученых, таких как: О.И. Азовой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой отмечается, что специфические расстройства письменной речи влекут за собой нарушения в овладении орфографии, что является причиной стойкой отставания, отклонения в формировании личности ребенка. Работа над исправлением недостатков письменной речи – сложный и длительный процесс, ведь как показывает практика, для
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР 7
1.1. Понятие «дисграфия» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР 14
1.3. Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии у детей с ЗПР 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР 24
2.1. Диагностика письменной речи у детей с ЗПР 24
2.2. Разработка программы нейрокоррекции дисграфии у детей с ЗПР 40
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2017. – 208 с.
2. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией / О.А. Баранюк // Логопед. – 2019. – №8. – С. 108-116.
3. Безруких М. М. Психофизиология ребенка. / М.М. Безруких - М.: Эксмо 2012. – 253 с.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь /М.М. Безруких – М.: Эксмо, 2019 – 464 с.
5. Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям / М. М. Безруких. – Москва: Просвещение, 2002. – 34 с.
6. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития / Н.И. Буковцова // Практическая психология и логопедия. – 2014, № 2 (9). – С. 47-51.
7. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: дис. канд. пед. наук.:13.00.03 / Г.М. Вартапетова –: Урал. Гос. Пед. Ун-т – Екатеринбург, 2019 – 242 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М: Эксмо, 2018 — 287 с.
9. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. / П.Я. Гальперин – М.: Изд-во Московского университета, 2017. – 185 с.
10. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. / В.В. Гладкая - Минск: Зорны верасень, 2018. - 112 с.
11. Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. / Ж.М. Глозман — СПб.: Питер, 2018. — 80 с.
12. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж.М. Глозман - М.: Академия,2019. - 272 с.
13. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2017. - 256 c.
14. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - Москва: Машиностроение, 2018. - 202 c.
15. Дети с временными задержкам
Составляя программу коррекционных занятий, нейропсихологический подход позволяет использовать полный, комплексный подход в решении трудностей, связанных с учебной деятельностью, одной из которых является коррекции дисграфии и других заболеваний у детей с задержкой психического развития.
Выводы по первой главе Анализ теоретико-методологической части исследования позволил сделать следующие выводы: Дисграфия – устойчивая неспособность овладеть навыками письма за правила графики (то есть руководствуясь фонематическим принципом письма). Возникающие ошибки часто носят достаточно устойчивый характер: к примеру, ошибки в звукобуквенной символике (проявляются в замене букв фонематических, графически близких рядов), ошибки графических моделирований фонематических структур слов (проявляются в пропусках и перестановке букв), ошибки графических маркировок структуры синта