Методическая система формирования умения гармонизации цвета у слабовидящих обучающихся посредством изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об образовании», для лиц с ограниченными возможностями создаются все необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования с целью коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. Эти подходы в максимальной степени способствуют получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Среди обучающихся с ограниченными возможностями, в частности, это слабовидящие дети, есть те, у которых проявляются выдающиеся способности в определенных сферах, например, в художественном или техническом творчестве. Поэтому очень важно увлечь слабовидящего ребенка творчеством, несмотря на то, что многие из таких детей имеют определенные девиации и депривации (ограничения), в том числе, они ограничен
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТА У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Определение умения. Художественные умения. Цвет и его гармонизация 5
1.2. Компоненты и уровни формирования умения гармонизации цвета. 29
1.3. Модель методической системы формирования умения гармонизации цвета у слабовидящих обучающихся. 33
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТА У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1. Диагностика уровня восприятия цвета у слабовидящих обучающихся 47
2.2. Анализ эффективности системы заданий и упражнений, направленных на формирование умения гармонизации цвета у слабовидящих обучающихся посредством изобразительной деятельности 67
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Список литературы не найден
Здесь, прежде всего, стоит говорить об одностороннем понимании процесса развития художественных умений и навыков. В нем первое место занимают психологические механизмы, но, вместе с тем, совершенно отсутствует то, ради чего они сами возникли, – духовное наполнение.
Вместе с тем, духовное содержание искусства, его развивающее воздействие на духовный мир личности, остается нереализованным по сути или реализуется несколько ущемленно. Причиной является то, что художественные умения и навыки не понимаются как средство, специально предназначенное для передачи духовных ценностей.
В связи с этим наиболее приемлемыми и эффективными, как можно предположить, представляются рекомендации И.П. Глинской, выделяющей ассоциативно-эмоциональный принцип, опирающийся на пробуждение фантазии и чувств, психических переживаний. Опора на ассоциативно-эмоциональный принцип возможна в процессе работы по овладению художественными навыками понимания цвета, тона и прочее.
Процесс формирования художественных навыков и умений необходимо сочетать с развитием художественного мышления молодежи, связанного с восприятием, впечатлен