Теоретический аспект проблемы развития атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу на тему: "Теоретический аспект проблемы развития атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи". В которой описан онтогенез атрибутивной лексики на этапе дошкольного детства. Представлена психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
12.10.2024
Объем файла
195 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речевое развитие является важным показателем формирования личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что речевое развитие детей включает в себя овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (п. 2.6).
В дошкольном возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка. Одним из показателей сформированности речи является большой словарный запас, поэтому одной из задач дошкольного образования является обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста.
При общем недоразвитии речи (ОНР) накопление словаря идет особым путем. Общее недоразвитие речи – одно из часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором веду

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1 Теоретические основы проблемы изучения словаря атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5

1.1 Определение понятий «лексика», «атрибутивная лексика» 5

1.2 Развитие атрибутивной лексики в дошкольном детстве 12

1.3 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19

1.4 Особенности атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25

Заключение 31

Список использованных источников 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Биндусова, А. В. Использование игровых приемов в процессе формирования словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А. В. Биндусова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2-2 (37). – С. 75–79.

2. Бурыкина, М. Ю. Формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности [Текст] / М. Ю. Бурыкина, А. Б. Боклач // Modern Science. – 2021. – № 4-2. – С. 183–185.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский ; под редакцией В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2014. – 504 с.

4. Гриневич, А. Г. Исследование словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / А. Г. Гриневич // Студенческий вестник. – 2023. – № 3-1 (242). – С. 18–24.

5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 2016. – 320 с.

6. Иванова, Е. А. Формирование словаря прилагательных у дошкольников с дизартрией [Текст] / Е. А. Иванова, Л. П. Пащенко // Наука в жизни человека. – 2022. – № 2. – С. 75–80.

7. Комарова, Е. Л. Проблема развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Комарова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 1. – С. 51–56.

8. Крамарева, И. Е. Оценка сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими проявлениями [Текст] / И. Е. Крамарева, А. Ф. Гарелик // Auditorium. – 2020. – № 2 (26). – С. 67–69.

9. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 254 с.

10. Логопедия [Текст] / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 532 с.

11. Милютина, Е. И. Формирование словаря прилагательных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровней [Текст] / Е. И. Милютина, Е. Г. Кряжевских // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых / под редакцией О. Р. Ворошниной, Ю. М. Хохряковой. – Пермь, 2016. – С. 204–209.

Рост объема словаря определяется не только за счет коммуникации с окружающими, подражания взрослым, но и в результате овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с предметами, а также отдельные их признаки. Особенно продуктивным для роста словаря является третий год жизни.
Слова детей раннего возраста отличаются своеобразием. Во-первых, это полисемантизм – многозначность употребляемых слов, значение которых может быть различным. Для ребенка слово может обозначать и предмет, и действие, может быть связано непосредственно с определенным жестом, указывающим на предмет.
Сначала слово ассоциируется для ребенка только с конкретным единичным предметом и выступает лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, ко