Технологии социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Введение
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. За свою непродолжительную жизнь «брошенные» дети неоднократно испытали унижения, избиения, жестокость обращения [7, с. 1].
Отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, а именно увеличение среди них количества детей с комплексными видами отклонений, со сложными трудностями в развитии, а также в обучении и поведении.
Открылось новое явление – так называемое "скрытое" социальное сиротство, когда родители живы, но ведут себя так, будто ребенок больше не существует в их жизни. К ним относят детей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности, а также семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, семьи, где один или оба родители - наркоманы, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии.
По-прежнему, требуют решения вопросы об организации социально-педагог
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………….. 8
1.1 Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………...... 8
1.2 Технологии социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………….. 16
1.3 Нормативно правовая база по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………………………………. 21
2 Практические аспекты социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Отдела опеки и попечительства по г. Комсомольску-на-Амуре………. 27
2.1 Опыт работы Отдела опеки и попечительства по г. Комсомольску-на-Амуре с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………. . 27
2.2 Изучение трудностей социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Отдела опеки и попечительства по г. Комсомольску-на-Амуре…………… 31
2.3 Рекомендации по реализации технологии социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44
Приложение А……………………………………………………………….... 49
Список использованных источников:
1 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) - сайт «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 29.05.2023). – Режим доступа: свободный.
2 "Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ – сайт «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/ (дата обращения: 30.05.2023). – Режим доступа: свободный.
3 "Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) - сайт «Консультант Плюс». –URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15160#LoSZwgTy3O2ryn501/ (дата обращения: 29.05.2023). – Режим доступа: свободный.
4 Завражнов, В.В. Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью // Молодой ученый. 2019. № 1 (105). С. 704-707. сайт. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25332131 (дата обращения: 23.05.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
5 Кирюшкина, Н. А. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей / Н. А. Кирюшкина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 3-5. – С. 51-53. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23818902 (дата обращения: 11.03.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
6 "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) - сайт «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959// (дата обращения: 21.05.2023). – Режим доступа: свободный.
7 Кононенко, Н. В. Особенности социально - педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях социально - педагогических инфраструктур / Н. В. Кононенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – № 1. – С. 68-72. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12195877 (дата обращения: 13.03.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
8 Константинов, В.В. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков. Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2020. 200 с. сайт. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17018282 (дата обращения: 23.05.2023). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
9 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) статья 7. – сайт «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/ (дата обращения: 30.05.2023). – Режим доступа: свободный.
Технология обычно проводится в форме анкетирования или наблюдения, чтобы узнать об интересах и способностях учащихся. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить естественным образом, в среде, где наблюдатель может обнаружить многие тонкости [12, c. 58].
Есть естественный эксперимент, например, когда на уроке создается среда для исследования, когда ребенок совершенно знаком и не знает, что за ним специально наблюдают. Для этого необходимо создать благоприятную духовную среду для взаимопонимания на занятиях. Во время общения социальный педагог всегда должен поощрять творчество и самостоятельность ребенка во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетическое и часто импровизированное.
Это позволяет более полно судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Помимо набл