Медиативные технологии в урегулировании педагогических конфликтов
Введение
Выпускная квалификационная работа (ВКР) посвящена особенностям применения медиативных технологий в качестве способов разрешения педагогических ситуаций в образовательной организации.
Педагогическая ситуация – среда, возникающая в процессе обучения и воспитания. Ее необходимо учитывать при принятии решений, чтобы исправить педагогический конфликт.
Стоит помнить, что в одном пространстве школы находятся разные дети. Они могут отличаться социальным слоем, национальностью, стилем воспитания. И такие факторы оказывают существенное влияние на возникновение конфликтной среды. В такой среде ребятам приходится быть очень долго. Чтобы избежать конфликтов, во многих школах приняты правила реагирования на события, которые мешают освоению навыков культурного общения, обустройства и понимания отношений, социальных форм получения авторитета, необходимых подросткам для предстоящей самостоятельной жизни.
Медиация внедряется в образовательные учреждения из-за ее несомненного преиму
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы медиации в урегулировании педагогических конфликтов…………………………………………………….. 6
1.1. Проблема педагогических конфликтов в научных исследованиях…....….6
1.2. Технология медиации и ее значение в урегулировании педагогических конфликтов.……………………………………………………………………....15
1.3. Виды медиации в школе………………………………………………...….25
Глава 2. Практическое применение медиации в образовательных учреждениях………………………………………………...……………………28
2.1. Специфика работы с конфликтами в сфере образования………….……..28
2.2. Программа работы школьной службы примирения………………..……..32
2.3. Урегулирование конфликтов с помощью технологии медиации………..41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………………….53
Список литературы
1. Акчурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования // Вестник экономики, права и социологии, 2009. №2.
2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Москва : Изд. дом Шалвы, 1998. 80с.
3. Антипов, А. Н. Медиация: проблемы становления и развития / А. Н. Антипов // Российский судья. - 2014. - № 10. - С. 4-6.
4. Апостолова, Н. Н. Каким должен быть посредник (медиатор) / Н. Н. Апостолова // Закон и право. - 2010. - № 4. - С. 93-95.
5. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394.
6. Барканова О.В. Конфликтология в образовании [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Красноярск: Красноярк. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. 117 с. URL: http://elib.kspu.ru/document/49062
7. Барашев, А. С. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования споров / Барашев А. С // Закон. - 2012. - № 3. - С. 76-81
8. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Г. Щурковой. – М.: Новая школа, 2013. – 208 с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПБ.: Издательство «Питер», 2014.- 464 с.
10. Диагностика межличностных отношений, или Конфликтный ли Вы человек? // Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Москва : АСТ-ПРЕСС, 2000. 376 с.
11. Калашник С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.
12. Комарова Н. М. Преодоление конфликтов. Занятие для педагогов. ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа интернат».
13. Коновалов Ю.А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» № 3, 2014.
14. Коновалов А. Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Cборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2011, 245 с.
15. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое 72 руководство. / под общей редакцией Карнозовой Л.М.-М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.- 256 с.
16. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юнити-Дана, 2015. 543 с.
17. Конфликтология для педагогов / И.А. Рудакова, С.В. Жильцова, Е.А. Филипенко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 155 с.
18. Ксензова Г. Ю. пер
На этом этапе стороны решают, следует ли и на каких условиях разрешать спор. Посредник может помочь им составить документ, отражающий любые обязательства, которые они хотят взять на себя. При необходимости соглашение может быть передано другим для утверждения, и посредник и стороны обсудят процесс завершения соглашения. Если стороны не достигают соглашения, посредник должен убедиться, что они понимают, почему и какие дальнейшие шаги им доступны.
«Медитация – способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора» [Диагностика межличностных отношений 2000: 3].
Педагогический смысл медиации можно резюмировать с точки зрения трех образовательных целей:
– конфликт-разрешение;
– профилактика;
– личное укрепление.
Медиация подразумевает небольшой толчок к желанному социальному сплочению, поскольку, в