Семейное насилие над детьми: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
ВВЕДЕНИЕ
В России специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми, пока еще не имеют собственной научной традиции. Чаще всего это единичные работы, выполненные в области медицины, юриспруденции, психологии, педагогики, общим ограничением которых является их узкодисциплинарный подход и слабо выраженная практическая направленность [12].
Проблема семейного насилия в современной России распространена довольно широко. Средства массовой информации все чаще сообщают о преступлениях над детьми в семье.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожаете его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, снижению самооценки, нервным срывам, становится дополнительным источником межличностных конфликтов.
Аг
Содержание
Введение 3
1 Семейное насилия над детьми как явление социально-педагогической теории………………………………………………………………………... 7
1.1 Семейное насилие над детьми: трактовка понятия в социально-педагогической теории…………………………………………………….. 7
1.2 Виды и форы семейного насилия над детьми………………………… 10
1.3 Гендерно-возрастные, психологические особенности детей, подверженных семейному насилию………………………………………14
2 Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике семейного насилия над детьми …………………….……………………….20
2.1 Специфика решения задач по профилактике семейного насилия над детьми ………………………………..…………...........................................20
2.2 Деятельность социального педагога по профилактике семейного насилия над детьми…………………………………………………………23
2.3 Социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы по профилактике семейного насилия над детьми……….... 27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников и литературы ………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия : причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии / Леонард Берковиц ; [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / под ред. А.С. Бланкова, И.А. Бурмистрова. – Москва : ВНИИ МВД России, 2007.
3. Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. – Москва : Генезис, 2005. – 256 с.
4. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования = СОЦИС : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. - 2003. - № 4 . - с. 78-85.
5. Апресян, Р. Г.Насилие и ненасилие: философия, политика, этика / Р.Г.Апресяна – Москва : Институт ?Открытое общество? – Россия, 2003.
6. Асанова, Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми : Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. / Асанова, Н.К. – Москва : ВЛАДОС, 1997. 512 с.
7. Бадмаева, В.Д. Клиника и судебно–психиатрическое значение психогенных расстройств у детей и подростков – жертв сексуального насилия : Автореф. дис. канд. мед. наук. – Москва , 2002. 28 с.
8. Бенеш, Л. Психологическая природа мужского насилия. // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы. - №3 , 2005. – С.8-11.
9. Борисова, Л. Б. Против насилия в семье / Борисова, Л.Б. – Москва, 2003. – 88 с.
10. Васильева, Н. В. Знай! Насилие можно предотвратить и остановить : информационно-образовательный справочник для женщин, которые оказались в кризисных ситуациях и подвергаются насилию в семье / Н. В. Васильева. - 2-е изд. - Псков : 2006. - 36 с.
11. Власова, Е.В. Проблемы насилия в семье/ Власова Е.В. // Круглый стол - Насилие и ненасилие в современном мире. – Ростов-на-Дону, 2002. – С 84.
Отрицательными последствиями являются:
- задержка в речевом, физическом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), взрывчатость, злость;
- попытки совершения самоубийства, цели в жизни (у подростков), потеря смыла жизни;
- амбивалентность переживаний: наличие одновременно и любви и ненависти к тому человеку, который подвергал ребёнка насилию;
- ощущение беспомощности;
- нарушения Я-концепции: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия[11].
Таким образом, проникновение насилия в жизнь семьи ведёт к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания. Любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Важно вовремя это заметить