Организация самостоятельной работы в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Начальная школа является основой, фундаментом всего последующего обучения. Она призвана обеспечивать основы формирования личности, выявлять и развивать способности детей, вырабатывать у них умение и желание учиться. Решить эти задачи невозможно без опоры на самостоятельную деятельность учащихся. Должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в их систематическом применении. Организация самостоятельной работы и руководство ею, является ответственной и сложной работой для каждого педагога. Когда мы говорим о формировании у школьников самостоятельности, мы имеем в виду две тесно связанные между собой задачи. Во-первых, это развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, обучения их самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА»5
§2. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ11
§3. УСЛОВИЯ, ТРЕБУЮЩИЕСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ15
§4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ22
§5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ35
ПРИЛОЖЕНИЯ38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Н.Н., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача» / Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга. – М.: Вопросы психологии, 1987. – № 6; – С. 130-132. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876130.htm (дата обращения 07.05.2023).
2. Баркова Н.Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников / Н.Н. Баркова. – М.: Начальная школа, 2008. – № 3. – С. 24-26. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10019630 (дата обращения 18.02.2023).
3. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы / А.Р. Батыршина. – М.: Высшее образования сегодня, 2008. – № 9. – С. 82-83. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11602679 (дата обращения 28.11.2022).
4. Божович Л.И. проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: Московский психолого-педагогический институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/go,0;fs,1/?bookhl (дата обращения 18.05.2023).
5. Гуленко А.А., Сергеева Б.В. Модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка / А.А. Гуленко, Б.В. Сергеева. – М.: Концепт, 2021. – № 4 (апрель). – С. 1–18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-navykov-samostoyatelnoy-raboty-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka/viewer (дата обращения 07.10.2022).
6. Еписов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Еписов. – М.: учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 240 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961&bookhl (дата обращения 29.10.2022).
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Феникс, 1997. – 480 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-225.shtml#book_page_top (дата обращения 28.10.2022).
8. Калдыбаева А.Т., Шамырканова Н.Б., Роль самостоятельной рабо
Вывод: во втором параграфе были рассмотрены классификации самостоятельных работ таких авторов, как И.И. Малкин и В.П. Стрекозин из статьи И.Н. Разливинских [19; с.96-97], П.И. Пидкасистый [18; c.154] и Я.В. Матющенко [13; с.132].
Каждый из исследователей по-своему представили классификацию видов самостоятельной работы.
Проведя анализ всех классификаций, можно прийти к выводу, что классификация, представленная И.И. Малкиным, раскрывает наибольшим образом все виды самостоятельных работ. Также можно отметить, что была рассмотрена организация различных видов самостоятельной работы.
Таким образом, при организации самостоятельной работы для учащихся важно умело и правильно комбинировать разные виды самостоятельной работы.
§3. УСЛОВИЯ, ТРЕБУЮЩИЕСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ