Формирование и развитие композиционного мышления на уроках тематического рисования в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
В пространстве современного мира заметно возрастает ценность новых идей, нестандартного видения, креативного подхода в любой сфере. Воспитать креативность вне огромного культурного контекста невозможно. Постижение этого пласта, «вхождение в искусство», как и любое серьезное обучение, требуется начинать с детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделена предметная область «Искусство». Одним из планируемых результатов обучения является овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании.
Искусство во всем многообразии функций может сыграть свою весомую роль в становлении личности, в том числе и развитии мышления, при условии, что у ребенка были в достаточной степени сформированы основные навыки художественно-эстетического восприятия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ5
I.1. Композиция как средство организации художественного изображения5
I.2. Особенности мышления школьников младшего возраста и способы его развития9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ22
II.1. Определение исходного уровня сформированной композиционных умений у младших школьников.22
II.2. Программа формирования композиционных умений у младших школьников на уроках тематического рисования26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ34
ПРИЛОЖЕНИЯ37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский – М.: Академический Проект, 2015. – 556 с.
2. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 22-24.
3. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 390 с.
4. Виноградова, Н.В. Композиция: электронное учебно-методическое пособие / Н.В. Виноградова, Г.М. Землякова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2023 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.view/51829806. (Дата обращения: 28.05.2023).
5. Возрастные и индивидуальные возможности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Академия, 1989. – 288 с.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособ. / Б.С. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 343 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 2008. – 96 с.
8. Галанжина, E.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников / Е.С. Галанжина // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 31- 33.
9. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий: хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / П.Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1981. – 324 с.
10. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3. – С. 134-147.
11. Зак, А.З. Различие в мыслительной деятельности младших школьников / А.З. Зак // Научно методическая работа. – 2018. – № 4. – С. 44-48.
12. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / [И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, Г.И. Батурина и др.]; Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М.: ГАРДАРИКИ, 2015. – 207 с.
13. Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника / Е.А. Кибрик. – М.: Искусство, 2015. – 253 с.
У младших школьников наблюдается значительное развитие в способности умозаключения. В этом возрасте формируются индуктивные и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция у дошкольника [10, с. 136].
Но и в этом периоде умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в наблюдении. Более абстрактные умозаключения оказываются большей частью доступными, главным образом, лишь, поскольку они могут быть совершены при помощи наглядной схемы, как, например, умозаключения о соотношении величин. Умозаключения младшего школьника совершаются в соответствии с определенными принципами или правилами, но не на основе этих принципов: эти общие принципы не осознаются. Поскольку логическая необходимость умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен еще пониманию.