Зaнимaтельный мaтериaл по физике кaк средство рaзвития познaвaтельного интересa обучaющихся
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у обучающихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у обучающихся способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения. Важную роль в решении проблемы развития познавательного интереса обучающихся на уроках физики отводится занимательности, которая представляет собой прием, воздействующий на чувства обучающегося, способствующий созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ7
1.1. Понятие и уровни познавательного интереса обучающихся7
1.2. Сущность, дидактические функции и классификация занимательного материала, как средства развития познавательного интереса у обучающихся11
1.3. Цели и приемы использования учебного материала занимательного характера по физике на различных этапах урока20
Выводы по главе 124
2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ26
2.1. Определение уровня и характера познавательных интересов обучающихся к предмету физика26
2.2. Методика использования занимательного материала на занятиях по физике30
2.3. Результаты апробации разработанной методики использования занимательного материала на занятиях по физике38
Выводы по главе 244
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ50
ПРИЛОЖЕНИЯ54
Приложение 1 Занимательный материал «Применение законов Ньютона»54
Приложение 2 Вопросы внеклассного мероприятия56
Приложение 3 Задания для контрольного среза58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Артюхин, О.И. Возможности информационных технологий в школьном курсе физики / О. И. Артюхин, Я. А. Ефимович // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). – С. 432-435.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К. – М.: Педагогика, 2005. – 193 с.
Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова, Е.П. Петрова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.
Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: МПГУ, 2007. – 475 с.
Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2007. – 365 с.
Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. – М.: Педагогика, 2005. – 128 с.
Егорова, И.А. Современные особенности преподавания физики в средней школе / И.А. Егорова // В сборнике: Наука в современном мире. Материалы ХХХI Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. – 2018. – С. 50-53.
Едиханова, Г.Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г.Г. Едиханова // Молодой ученый. – 2016. – № 30 (134). – С. 381-383.
Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков – М.: Педагогика, 2007. – 424 с.
Заруцкая, Д.Б. Особенности преподавания физики в школе / Д.Б. Заруцкая // Вестник магистратуры. – 2018. – № 7 (82). – С. 63-64.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М., 2003. – 212 с.
Зимняя, И.А Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 480 с.
Ибрагимова, Ш.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики / Ш.А. Ибрагимова // Современные инновации. – 2018. – С. 20-29.
Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовани
По этой причине большинство исследователей предлагают использовать материал занимательного характера только на начальном этапе изучения темы, при объяснении нового материала. Таким образом, поскольку материал занимательного характера оказывает непродолжительное действие на учеников, не следует использовать только занимательную форму учебного материала. Занимательный материал должен давать толчок к дальнейшей мыслительной деятельности.
Таким образом, были изучены понятие, дидактические функции и классификация занимательного материала, как средства развития познавательного интереса у обучающихся.
1.3. Цели и приемы использования учебного материала занимательного характера по физике на различных этапах урока
Материал занимательного характера имеет множество функций. Но чтобы эти функции реализовывались должным образом в процессе обучения, подобный материал необходимо вводить не хаотично