Развитие плавности речи у заикающихся младших школьников средствами логопедической ритмики
Введение
В последнее время в логопедической практике все чаще встречаются дети школьного возраста с заиканием, по неофициальным данным распространенность этой патологии у школьников варьируется в диапазоне 10-15:1000. В большей степени нарушается плавность речи. Именно она способствует развитию понимания речевого общения и улучшению качества коммуникации с другими людьми.
Отклонение в речи затрудняет общение не только с близкими, но и со сверстниками. Мешает развитию познавательных способностей. Негативно влияет на формирование самосознания.
Николай Иванович Жинкин трактовал заикание, как «системное нарушение речи, характеризующееся изменением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата». Среди многочисленных нарушений речи, заикание является одним из немногих, чьи механизмы не раскрыты в такой степени, чтобы можно было разработать эффективную методику устранения патологии.
Проблема заикания всегда волновала медиков, педагогов, пси
Оглавление
Введение………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы плавности речи у младших школьников с заиканием……………………………………………………. 6
1.1. Понятие о плавности речи и ее нарушениях…………………… 6
1.2. Особенности организации плавности речи при заикании…….. 11
1.3. Клинико-педагогическая характеристика детей с заиканием… 14
Выводы по I главе…………………………………………………….. 22
Глава II. Экспериментальное исследование развития плавности речи у заикающихся младших школьников средствами логопедической ритмики………………. 23
2.1. Методика и организация экспериментального исследования… 23
2.2. Логоритмические занятия для младших школьников с заиканием…………………………………………………………………….. 29
2.3. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование плавности речи младших школьников на логоритмических занятиях… 33
Выводы по II главе…………………………………………………. 37
Заключение……………………………………………………………. 39
Список использованных источников……………………………..… 42
Приложение 1. Коррекционные игры для устранения заикания у детей младшего школьного возраста.……………………………………… 48
Приложение 2. Коррекционные программы заикания «Лидкомб» и «Masking auditory feedback – MAF»……………………………………… 61
Приложение 3. Таблица 1. Показатели заикающихся детей дошкольного возраста ……………………………………………………… 62
Приложение 4. Таблица 2. Выраженность заикания по формам речи (констатирующий эксперимент)………….. ………………………… 63
Список использованных источников
1. Абелева И. Ю. Психологический аспект заикания: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Ю. Абелева, – Москва, 2020.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е,Э. Артемова, – Москва, 2018.
З. Артунян Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи – Москва, 2020
4. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова // Дефектология. – 2018. – №1. – С.24-27.
5. Бахматова З.Н. Плавно, медленно, красиво… Система работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших школьников/ З.Н. Бахматова, – Москва, 2019.
6. Беккер К.П. Заикание / К.П. Беккер, Власова Н.А. – Москва, 2019.
7. Белякова Л.И. Заикание. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, – 2-е изд., испр. – Москва, 2020.
8. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков / А.И. Богомолова – Москва, 2020.
9. Борисова Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Борисова, Екатеринбург, 2018.
10. Бохан О.А. Звуки и интонация русской речи / О.А. Бохан – Москва, 2021.
11. Буянов М.И. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы / Сост. М.И. Буянов – Москва, 2019.
12. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель – Москва, 2018.
13. Власова Н.А. Заикание/ Н.А. Власова, К.П. Беккер – Москва, 2018.
14. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста / Н.А.Власова// Педиатрия – 2022. – №7. – С.7-11.
15. Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов / H.A. Власова // Логопедия : заикание. Хрестоматия; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М., 2018.
16. Власова Т.А. Фонетическая ритмика / Т.А. Власова – Москва, 2020.
17. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.
Такую программу используют при лечении заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста, её называют поведенческой терапией. По данным исследования выяснилось, что программа Лидкомба увеличивает шансы на выздоровление в несколько раз. (Приложение 2.)
У метода Лидкомба есть определённая цель – помочь ребёнку с заиканием преодолеть или в значительной степени уменьшить патологию речи, а также сохранить результат на коррекционных занятиях и в обычной жизни. Главным принципом метода является то, что занятия проводит не специалист, а сам родитель, который прошел необходимое обучение у логопеда. Суть терапии в том, что отец или мать комментируют речь ребенка.
Это сопровождение должно происходить с положительными эмоциями. В ходе терапии родители должны хвалить ребенка, давать комментарии при правильном и плавном произношении слов, и только иногда при произношении с трудностями, они просят мягко и ровно произнести