Теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР
Введение
Период, когда закладываются основы общего развития ребенка, называется дошкольный возраст. Так утверждают многие исследователи. Важным аспектом развития личности дошкольника является обширное освоение родного языка, а также всестороннее развитие языковых навыков. Одним из ключевых составляющих развития языка является формирование словарного запаса у детей, которое наиболее эффективно проходит в дошкольном возрасте. На этапе познавания всего, что окружает дошкольника, он учится давать характеристику предметам и явлениям. Развитие словаря дошкольников в основном зависит от развития мышления и основных психических процессов, а также от развития компонентов речи, речевых, фонетико-фонематических и грамматических структур. Исходя из этого можно сделать вывод, что словарный запас дошкольников обогащается за счет того, что ребенок познает окружающую деятельность и материальный мир. Восприятие дошкольником окружающей действительности и мира также обусловлено развитием словарного запаса
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР 5
1.1 Подходы к пониманию антонимии 5
1.2 Становление антонимии в онтогенезе 9
1.3 Становление антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.4 Методические аспекты антонимии в словаре дошкольников с общим недоразвитием речи 20
Заключение 24
Список литературы 26
Список литературы
1. Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2004.- №5.- С.80-91.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 400.
3. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонение в развитии речи и их преодоление / Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 181-195.
4. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 464.
5. Википедия: http:// ru.wikipedia.org/ wiki / Антонимы
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. - С. 471.
7. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. - С. 318.
8. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. / Т.И. Гризик // – М.: Просвещение, 2006. – С. 47.
9. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. / О.Е. Громова // - М.: Сфера, 2017. – С. 176.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. - С. 112.
11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журнал, 1994. - С. 96.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - С. 239.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. / А.В. Запорожец // - М.: Директ. - Медиа, 2008 - С. 1287.
14. Клюева В.А. Проблема антонимов. / В.А. Клюева // Учебные записи. / -М.: Моск. пед. ин-та иностр. яз. 2016. - С. 78.
15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: 2004. - С. 167.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - С. 160.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование
Это означает, что приблизительно 20-50 слов не имеют между собой совершенно никаких упорядоченных связей.
Словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться на втором этапе. У дошкольника на данном этапе лексемы формируются в отдельную систему, относящуюся к одной ситуации. Автор определяет этот этап как ситуативный, а группы слов – ситуационные поля.
Формирования лексической системы третий этап характеризует то, что ребенок в дальнейшем пытается для себя определять сходство отдельных элементов ситуации и объединяет слова в тематические группы. Эти группы слов вызывают развитие лексической антонимии. Например, мягкий - твердый, яркий-тусклый. На этом этапе лексическая антонимия заменяет все варианты параметрических прилагательных, все варианты качественно-оценочных прилагательных.
Четвертый этап предусматривает развитие лексической системы в онтогенезе, когда появляется синонимия. Системная организация с