Теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР

Скачать курсовую работу на тему: "Теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР". В которой рассмотрены теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР. Исследовано становление антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.10.2024
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Период, когда закладываются основы общего развития ребенка, называется дошкольный возраст. Так утверждают многие исследователи. Важным аспектом развития личности дошкольника является обширное освоение родного языка, а также всестороннее развитие языковых навыков. Одним из ключевых составляющих развития языка является формирование словарного запаса у детей, которое наиболее эффективно проходит в дошкольном возрасте. На этапе познавания всего, что окружает дошкольника, он учится давать характеристику предметам и явлениям. Развитие словаря дошкольников в основном зависит от развития мышления и основных психических процессов, а также от развития компонентов речи, речевых, фонетико-фонематических и грамматических структур. Исходя из этого можно сделать вывод, что словарный запас дошкольников обогащается за счет того, что ребенок познает окружающую деятельность и материальный мир. Восприятие дошкольником окружающей действительности и мира также обусловлено развитием словарного запаса

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения антонимии в словаре дошкольников с ОНР 5

1.1 Подходы к пониманию антонимии 5

1.2 Становление антонимии в онтогенезе 9

1.3 Становление антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи 17

1.4 Методические аспекты антонимии в словаре дошкольников с общим недоразвитием речи 20

Заключение 24

Список литературы 26

Список литературы

1. Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2004.- №5.- С.80-91.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 400.

3. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонение в развитии речи и их преодоление / Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 181-195.

4. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 464.

5. Википедия: http:// ru.wikipedia.org/ wiki / Антонимы 

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. - С. 471. 

7. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. - С. 318.

8. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. / Т.И. Гризик // – М.: Просвещение, 2006. – С. 47.

9. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. / О.Е. Громова // - М.: Сфера, 2017. – С. 176.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. - С. 112. 

11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журнал, 1994. - С. 96.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - С. 239.

13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. / А.В. Запорожец // - М.: Директ. - Медиа, 2008 - С. 1287.

14. Клюева В.А. Проблема антонимов. / В.А. Клюева // Учебные записи. / -М.: Моск. пед. ин-та иностр. яз. 2016. - С. 78.

15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: 2004. - С. 167.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - С. 160.

17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование 

Это означает, что приблизительно 20-50 слов не имеют между собой совершенно никаких упорядоченных связей.
Словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться на втором этапе. У дошкольника на данном этапе лексемы формируются в отдельную систему, относящуюся к одной ситуации. Автор определяет этот этап как ситуативный, а группы слов – ситуационные поля.
Формирования лексической системы третий этап характеризует то, что ребенок в дальнейшем пытается для себя определять сходство отдельных элементов ситуации и объединяет слова в тематические группы. Эти группы слов вызывают развитие лексической антонимии. Например, мягкий - твердый, яркий-тусклый. На этом этапе лексическая антонимия заменяет все варианты параметрических прилагательных, все варианты качественно-оценочных прилагательных.
Четвертый этап предусматривает развитие лексической системы в онтогенезе, когда появляется синонимия. Системная организация с