Дежурство как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Все проявления жизни становятся более разнообразными и сложными, и человеку требуется уже не использование шаблонных, привычных действий, а творческое решение больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи. В работе с дошкольниками должна решаться задача формирования активной, самостоятельной и творческой личности. В первую очередь становится задача создания условий для этого, то есть на создание целостной системы для развития и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из основных элементов этой системы является воспитание самостоятельности у детей. Только самостоятельная личность способна к самостоятельной деятельности. Поэтому работа дошкольного образовательного учреждения должна строиться не только на передаче детям определенных знаний и формировании умений, но и на развитии самостоятельной деятельности, осознанной постановке целей, принятии решений и реализации их в действии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ6
1.Теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста6
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях6
1.2. Условия формирования самостоятельности у дошкольников14
1.3. Самостоятельность старших дошкольников17
2. Дежурство в детском саду21
2.1. Дежурство - как форма организации труда дошкольников21
2.2. Руководство дежурством, способствующим развитию самостоятельности старших дошкольников23
2.3. Основы развития самостоятельности у старших дошкольников посредством организации дежурства27
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ33
1.Организация и методы исследования33
2.Результаты исследования и их анализ35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / Л. Ф. Обухова – М.: Издательский центр «Академия», 2020
Воспитание дошкольника в семье. / Т.А Маркова - М.: 2021
Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: 2017
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. Р.С. Буре. - М.: 2018
Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, А.Ф. Островская. - М.: 2017
Детская психология. Учебник для вузов. / Е. О. Смирнова – М.: Дрофа, 2022
Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / А.А. Люблинская.- М.: «Просвещение», 2021
Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: «Просвещение», 2019
Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А Куликова. – 4-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2022
Дошкольник в современном мире. / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева – М.: Дрофа, 2019
Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. / С.Теплюк.- М.: 2019 -№7 - С.67.
Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я./ Н. В. Микляева– М.: 2022 - №1 – с. 17-23.
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. / Под ред. Р.С. Буре. - М.: 2021
Основы общей психологии / В 2-х т./ С. Л. Рубинштейн - Т.1. - М.: Педагогика, 2020
Первые проявления самостоятельности. //Посеешь привычку - пожнёшь характер. / Л.И Каплан. - М.: 2018
Помоги мне это сделать самому. //Сборник статей. / М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2022
Психология самостоятельности. // Педагогика здоровья. / Кон И. С. – М.: 2021
Способность к самоконтролю у детей проявляется постепенно: от умения выполнять упражнения по полученным результатам к умению самостоятельно контролировать способы деятельности и на этой основе к самоконтролю общей деятельности. В продуктивной деятельности наибольшие возможности для развития самоконтроля. В ней перед детьми наглядно представляют конечный результат и путь реализации, облегчая детям самоконтроль. Темперамент, врожденные способности, сферы интересов, семейные поощрения и наказания — все это может значительно повлиять на то, как быстро ребенок развивает самостоятельность. Поэтому вместо того, чтобы увлекаться возрастными нормами, лучше сравнить самостоятельность ребенка с тем, каким он была неделю, месяц или год назад. Если его навыки самостоятельных действий растут, значит, он развивается нормально, даже если не справляется в полной мере с тем, в чем его сверстники более успешны. [12, с. 10]