Реализация междисциплинарного подхода к методике обучения игре на трубе в детской музыкальной школе
Введение
Актуальность исследования.
Одной из важных проблем педагогики музыкального образования
является несоответствие содержания методик обучения игре на духовых инструментах социокультурным запросам современного общества (снижение популярности духового исполнительства; неадекватное качество подготовки музыкантов; отсутствие признанных творческих достижений на международных конкурсах и т.п.) Социально-экономические реалии (невостребованность на рынке труда выпускников различного уровня подготовки при общем дефиците специалистов данного профиля; низкое качество, моральное старение и неадекватность используемого инструментария) позволяют говорить о необходимости изменений внутри системы подготовки исполнителей на трубе, разработки и реализации новых методических подходов при обучении начинающих музыкантов исполнителей.
Содержание
Ведение…3
Глава 1 Теоретико-методические основы реализации междисциплинарного подхода к методике обучения игре на трубе в детской музыкальной школе14
Становление и развитие методического обеспечения обучения игре на трубе в детской музыкальной школе14
Сущность и специфика реализации междисциплинарного подхода к методике обучения игре на трубе в детской музыкальной школе47
Моделированиеметодики обучения игре на трубе в контексте междисциплинарного подхода80
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации междисциплинарного подхода к методике обучения игре на трубе в детской музыкальной школе…106
Организационно-педагогические условия реализации междисциплинарного подхода к методике обучения игре на трубе в детской музыкальной школе93
Ход и результаты эксперимента по апробацииметодики обучения игре на трубе в детской музыкальной школе, основанной на междисциплинарном подходе151
Заключение…183
Список использованных источников190
Приложение…198
Список литературы
Абаджян, Г. А. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального индикатора / Г. А. Абаджян. – Текст: непосредственный // Вопросы музыкальной педагогики. – Москва: Музыка, 1983. – Вып. 4. – С. 19-29.
Абдулаева, П. З. Реализация междисциплинарной технологии в формировании информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук / П. З. Абдуллаева. – Махачкала, 2005. – 164 с. – Текст: непосредственный.
Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. – Москва: Музыка, 2006. – 336 с. – Текст: непосредственный.
Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учебное пособие / Э. Б. Абдуллин. – Москва, 1990. – 128 с. – Текст: непосредственный.
Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»,
13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. д-ра
пед. наук / Э. Б. Абдуллин. – Москва, 1991. – 375 с. – Текст: непосредственный.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва: Академия, 2004. – 336 с. – Текст: непосредственный.
Аванесов, Ю. М. Категории межпредметности, междисциплинарности, интеграции в современных методических системах музыкальной педагогики / Ю. М. Аванесов. – Текст: непосредственный //
Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. / гл. ред. Е. А. Бодина. – Москва: ГОУ ВПО МГПУ, 2009.
Автор подчёркивает важность концентрации внимания в эти моменты на конкретных исполнительских задачах, а не на своих переживаниях, эмоциях и состоянии. «Никогда не думайте о себе в момент игры перед публикой – думайте о том, что играете. Только о музыке надо думать выступающему перед публикой музыканту» — советует И. Буш [131, с. 50].
Следовательно, методика игры на трубе американского профессора Ирвинга Буша демонстрирует применение междисциплинарного подхода к разработке её содержания. По мнению автора работы, профессиональное мастерство исполнителя на трубе не ограничивается лишь совершенствованием техники исполнения, а имеет гораздо более глубокую основу, опирающуюся на интеграцию различных областей гуманитарного знания.
Реализация междисциплинарного подхода к совершенствованию методики игры на трубе присутствует также в методике Арнольда Джейкобса, изданной в 1998 году.