Воспитание общей выносливости у обучающихся 8-х классов на уроках по лыжной подготовке
Введение
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
Высокие спортивные достижения в лыжных гонках являются результатом грамотно построенного тренировочного процесса и зависят от таких факторов как: психическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Особое внимание в данном виде спорта должно быть уделено развитию выносливости, как общей, так и специальной [1].
Выносливость - это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности процесса лыжной подготовки в образовательном учреждении.7
1.1 Физическое развитие обучающихся 12-15 лет в условиях7
реализации ФГОС ООО7
1.2. Сущность понятия общей выносливости и ее характеристика13
1.3 Анатомо-физиологические особенности у обучающихся 5-8 классов20
Глава 2. Организация и методы исследования24
2.1. Организация исследования24
2.2. Методы научного исследования24
2.3. Методы и методика развития общей выносливости27
Глава 3. Результаты исследования32
3.1 Методы развития общей выносливости.32
3.2 Оценка эффективности применения комплекса упражнений для развития общей выносливости37
3.3. Рекомендации по организации и проведению комплекса упражнений для развития выносливости у обучающихся 14 – 15 лет46
Заключение49
Список литературы51
Приложение54
Список литературы
Абрамова, Т. Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам : методические рекомендации [Текст] / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, Н. И. Кочеткова. – М.: ООО «Скайпринт», 2013. – 132 сАграновский М.А. Лыжный спорт / М.А. Аграновский – Физкультура и спорт, 2006. – 232 с.
Андриенко Г.М. Особенности подготовки юных лыжников в условиях короткой зимы, 2007. – 151 с.
Антонова О.Н. Лыжная подготовка. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений – Академия, 2009
Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
Березин Г.В, Букатин И.М. Лыжный спорт / Под редакцией Букатина – 2006 год – 272 стр.
Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
Бутин И.Н. Лыжный спорт, Издательский центр «Академия» 2009, 368 с.
Видякин М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков.- 2008г, 172 стр.
Головачев, А. И. Построение тренировочного процесса высококвалифицированных лыжников - спринтеров на заключительном этапе подготовки к крупнейшим соревнованиям [Текст] / А. И. Головачев, В. И. Колыхматов, С. В. Широкова. – Вестник спортивной науки. – 2017. – № 4. – С. 3–8.
Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников – Минск, 2007.
Евсеев Ю. И. Физическая культура, Ростов на Дону, Феникс 2009, 384 с.
Завьялова, Т. А. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб.пособие [Текст] / Т.А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с
Каганов Л.С. Развиваем выносливость – 2010 год.
Каменский, В.И., Огольцов И.Г. Методические рекомендации к составлению плана подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов [Текст] // На лыжне. Сборник статей. Выпуск 3. Сост.: Огольцов И.Г.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности обучающихся составляет 10-15 мин. Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться постепенно от невысоких значений ЧСС 120 – 130 уд./мин до 160-170 уд./мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не успевают развернутся дыхательные процессы и вывести кислородно- транспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода [15].
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС от 120-140 уд./мин до 160-170 уд./мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости [10].