Исследование звукопроизношения дошкольников с ОНР
Введение
Актуальность исследования. Основной задачей дошкольного учебного заведения является подготовка ребенка к обучению в школе. Если у ребенка-дошкольника есть определенные нарушения речи, то необходимо принимать неотложные меры по логопедической коррекции речевых пороков, поскольку недостатки устной речи при обучении в школе могут осложнять процессы чтения и письма. Задачи логопедической помощи детям дошкольного возраста эффективнее всего решать в условиях логопедических групп при массовых детских садах.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом – нарушение всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой). Эти недостатки проявляются при усвоении и использовании детьми лексики и грамматики родного языка.
Исследователь Р. Левина условно отличает три уровня ОНР, из которых первые два характеризуются более глубокими нарушениями, а на третьем у детей остаются отдельные недостатки в звукопроизношении, формировании словарно
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Исторические подходы к изучению общего недоразвития речи 6
1.2. Развитие звукопроизношения в онтогенезе и дизонтогенезе 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Диагностика и коррекция звукопроизношения дошкольников с ОНР 25
2.1. Анализ логопедических диагностик и особенностей звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2. Анализ методик коррекции звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.3. Первичная диагностика уровня развития звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи 35
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 45
Список литературы
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 45 с.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии. – М.,1999. – 460 с.
3. Бевз Г.М. Психологические особенности детей, лишенных родительской опеки / Г.М. Бевз // Социальный работник. – 2007. – №8. – С. 13-17.
4. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула, 1996. – 88 с.
5. Богуш А.М. Дошкольная лингводидактика: теория и методика обучения родного языка: Учебник / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш; Под ред. А.М. Богуш – М.: Высшая школа, 2007. – 542 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
7. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. ‒ М.: ACT: Астрель, 2005. ‒ 351 с.
8. Горбунова О.М. Исследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.М. Горбунова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 244-248.
9. Детская логопсихология: учеб. пособие / О.А. Денисова и др.; под ред. В.И. Селивестрова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 175 с.
10. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
11. Занько В.С. Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии / В.С. Занько // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 24-27.
12. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1965. – 295 с.
13. Игнатьева С.А. Логопед
Детям этого возраста свойственно уже понимание художественных текстов, не содержащих наглядность. Потешки и стихи запоминаются легко [ REF _Ref61892753 \r \h \* MERGEFORMAT 3].
В 3-летнем возрасте ребенок овладевает активной разговорной речью, что является одним из главных психических новообразований. Речевое развитие происходит интенсивно. Словарь ребенка состоит из всех частей речи, однако преобладают имена существительны и глаголы. Есть дети, которым еще характерна смягченность речи, пропуск, искажение и перестановка звуков, слогов, их замена, нарушение звуковой структуры слова. Дети все чаще в своей речи употребляют сложные предложения как повествовательные, так и вопросительные.
Возраст 4-5 лет – важный возраста в развитии речевой активности ребенка. Грамматическая правильность речи формируется к 4,5 годам. Однако, одной из основных характеристик речи ребенка данного в