Языковые особенности репрезентации концепта ДОМ в учебных текстах (на материале учебников по русскому языку для средней школы Казахстана)

Скачать дипломную работу на тему: "Языковые особенности репрезентации концепта ДОМ в учебных текстах (на материале учебников по русскому языку для средней школы Казахстана)". В которой изучены методы и приемы проведения комплексного концептуального анализа; определен лингвистический статус свободного ассоциативного эксперимента как одного из приемов концептуального анализа.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.10.2024
Объем файла
135 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Важной особенностью в полиязычной образовательной среде Республики Казахстан является этноориентированность. Языковая политика триединства языков, где государственным языком выступает казахский язык, языком межнационального общения – русский язык и английский язык, как язык для успешной интеграции в международное сообщество, ставит приоритетные задачи перед образовательной областью «язык и литература» - привить любовь и уважение к родному и неродному языку, вдохновлять на их изучение, развивать духовно-нравственные ценности через призму понимания целостной картины полиязычного и поликультурного мира, устанавливать межкультурные связи в процессе коммуникации.
Перечисленные стратегические задачи ставят новые вызовы не только перед языковедами, но и перед всем педагогическим сообществом Казахстана. Современная антропоцентрическая парадигма в первую очередь побуждает нас вынести во главу угла личностно-ориентированный подход в обучении языкам. Проблема в том, как в условиях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1  НАУЧНО-ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТА И КОНЦЕПТОСФЕРЫ В РУССКОЙ И КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРАХ 6

1.1 Определение основных понятий: концепт, концептосфера. Русские и казахские научные школы 6

1.2 Типы и функции концептов 17

1.3 Комплексный концептуальный анализ: лингвокогнитивная и лингвокультурная модели 25

1.4 Свободный ассоциативный эксперимент как один из этапов концептуального анализа 34

Выводы по главе 1 38

2 КОМПЛЕКСНЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА ДОМ/ҮЙ В РУССКОЙ И КАЗАХСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА 39

2.1 Этап 1. Сравнительно-сопоставительный анализ семантического поля лексемы ДОМ/ҮЙ в русском и казахском узусе 40

2.2 Этап 2. Анализ ассоциативно-смыслового поля ДОМ в современном языковом сознании русских и казахов на основе свободного ассоциативного эксперимента 43

2.3 Этап 3. Анализ языковой репрезентации концепта ДОМ в учебных текстах по русскому языку как родному и неродному 45

Выводы по главе 2 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 56

НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Ю.Д.  Образ человека по данным языка. - В кн.: Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.2. М., 1995.
2. Аскольдов – Алексеев С. А. Концепт и слово. // «Русская речь», 1928. С. 28-44.
3. Ахатова Б.А. Политический дискурс и языковое сознание. – Алматы, 2006.
4. Ахметжанова З.К.  Очерки по национальной концептологии. Алматы: Елтаным, 2012.
5. Бабушкин А.П.  Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996. – 372 с.
6. Воркачев С.Г.  Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Аспекты метакоммуникативной деятельности. – Воронеж, 2002. – Вып. 3. – С. 79-95.
7. Воркачев С.Г.  Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. – 2001б. – № 1. – С. 64-73.
8. Воркачев С.Г.  Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. – Краснодар, 2003. – Т. 17. – Вып. 2. – С. 268-276.
9. Воркачев С.Г.  Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. - Волгоград, 2007. – 400 с.
10. Гиздатов Г.Г.  Когнитивные модели в речевой деятельности. – Алматы, 1997.
11. Глазкова Т.В.  Основные концепты русской культуры в системе образования // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Вып. 16(811)/ 2018. С.253-254
12. Голубева Ш.А.  Особенности репрезентации лингвокультурного концепта ДОМ в текстах русских и казахских писателей XIX – XX веков // Текст в системе обучения русскому языку и литературе. Материалы X Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2022. – 360 с. С. 152.
13. Гольдберг В.Б.  Дискуссионные проблемы современной лингвоконцептологии // Антология концептов. Под редакцией В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 6. Волгоград: Парадигма, 2007. – 332 с. С. 272.
14. Горошко Е.И.  Проблема проведения свободного ассоциативного эксперимента. – В: Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2005. – 320 с.
15. Григорьева И.В.  Лингвадидактические основы языковой концептуализации действительности в преподавании филологических дисциплин / Диссертация на соискание степени доктора (PhD). Алматы, 2021. 
16.  Делез Ж., Гваттари Ф.  Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Зенкина. М. : Академический проект, 2009. 261 с.
17. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. М., 2001. № 1. 
18. Достоевский Ф. М. Дневник 

Таким образом, исходя из мнения Д.С. Лихачева, «концепт не возникает из семантики слов, а является продуктом сближения приобретенного значения с личным жизненным опытом личности. Как считает ученый, концепт в языковом общении осуществляет прокси-функцию» [Там же].
В продолжение мысли Дмитрия Лихачева нельзя не вспомнить о том, «что одним из важнейших процессов мышления, связанных с созданием образа мира, является категоризация: классификация, систематизация знаний о мире. Категория является важнейшим инструментом мышления» [27, с.57]. В своей работе Е.С. Кубрякова повествует, «что категория, как одно из фундаментальных понятий человеческой деятельности, тесным образом связана с языком. А основной единицей анализа когнитивных процессов систематизации знаний выступает концепт» [Там же].
Если говорить о национальной специфике концепта, то, по мнению Ю.С. Степанова, «концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, то есть концептов, существующих постоянно