Правовые аспекты потребительской культуры учащихся общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире массовая культура тесно связана с формированием общества потребления, ведь постоянная потребность в новых развлечениях заставляет людей со временем потреблять все больше различных товаров и услуг. Основными субъектами воздействия общества потребления являются социальная стратификация и мобильность, в результате чего социальные связи начинают строиться по формуле «потребитель-производитель», т. е. главным для человека становится получение собственной выгоды.
Этот процесс находит свое отражение в восприятии жизни молодым поколением, которое не видит смысла брать на себя какую-либо ответственность, строить отношения с окружающими людьми на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Таким образом, человек начинает рассматривать других не как достойных, уникальных личностей, а как объекты для удовлетворения своих желаний и потребностей - моральные ценности разрушаются.
Образование является ведущим фактором формирования личности, его значение заключается не
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………..………7
1.1 Подходы к определению понятия «потребительская культура»…………..7
1.2 Структура и функции потребительской культуры…………………….…..10
1.3 Специфика формирования правовых аспектов потребительской культуры на разных уровнях общего образования…………………………………….…12
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ……………..……18
2.1 Потенциал учебных предметов (обществознания, права, экономики) и межпредметных связей в формировании правовых аспектов потребительской культуры учащихся основной и старшей школы…………..18
2.2 Оценка методов и приёмов обучения учащихся основам потребительской культуры……………………………………………………………….…………24
2.3. Диагностика уровней сформированности правовых и экономических аспектов потребительской культуры учащихся……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35
ПРИЛОЖЕНИЕ.……………………………………………….……………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин В.И.Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 4.
2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. -С. 280-281.
3. Ханова О.В. Культура и деятельность. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1978. - С. 22.
4. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: учебник. - М.: Правовое просвещение, 1998. - С. 9.
5. Казанский С. А. Социальная роль бренда в потребительской культуре россиян: социологический анализ: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - М., 2007. - С. 7.
6. Толмачев Н.И. Менталитет потребителя. - Ростов н/Д: СКИАПП, 2001.
7. Антонов В.С. Человек в зеркале экономической теории: М. Эксмо., 2014- С. 104.
8. Веблен Т. Теория праздного класса: монография. – М.: Прогресс, 1984. – 336 с.
9. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. М. : Юрайт, 2015. 487 с
10. Ларионова, И.А. Формирование профессиональной мобильности в подготовке современных специалистов / И.А. Ларионова. // Педагогическое образование в России. - №1. – 2014. – С. 123-126.
11. Петруленков В.Д. Применение активных методов при обучении на современном уроке М: Высшая школа, 2015. 180 с.
12. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / Г.Ф. Федорец // Народное образование. 2000. № 3.
13. Федорова В.Н. Межпредметные связи [Текст] / В.Н. Федорова, ДМ. Кирюшкин. М.: Педагогика, 1989.
14. Розов В.К., Шемякин Б.П., Шемякин П.А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.- 160с.
15. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.- 96с.
16. Кармазина, Т. П. Проблемы
Учебный предмет "Право" будет ведущим в формировании правовых компонентов потребительской культуры. Это связано с тем, что основные правовые аспекты отношений между продавцами и покупателями, защиты прав потребителей и ответственности за нарушения законодательства наиболее точно и полно описываются в рамках учебной программы по праву.
Учебный предмет "Право" позволяет ученикам понимать свои права и обязанности в качестве потребителей, узнавать о способах защиты своих прав при покупке товаров и услуг, а также о тех случаях, когда ошибки и нарушения со стороны продавцов могут привести к юридическим последствиям.
В результате изучения учебного предмета "Право" ученики будут лучше понимать законодательство и иметь более широкий кругозор в области правовых аспектов потребительской культуры. Это в свою очередь поможет им быть более осведомленными