Уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника в зависимости от стиля семейного воспитания
Введение
Актуальность темы.
Внутренняя позиция школьника – это установившиеся взгляды ученика о школе, и мнение о собственном месте в ней. С этой точки зрения ученик думает о том, что он ученик. Ученик начальной школы крайне заинтересован в результатах собственных успехов в учении. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающие» уже в подростковом возрасте. Внутренняя позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым.
На современном этапе остро стоит вопрос о роли семьи в воспитании младших школьников. Проблемы воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в стране приводит к резкому увеличению количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь, в детский коллектив.
По признанию специалис
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование внутренней позиции младшего школьника в зависимости от стиля семейного воспитания 7
1.1 Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. 7
1.2 Понятие «внутренняя позиция школьника» в психологии 11
1.3 Стили семейного воспитания и их влияние на формирование внутренней позиции младшего школьника 17
1.4 Психолого-педагогические условия формирования внутренней позиции младшего школьника 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование различий в степени сформированности внутренней позиции младших школьников в зависимости от стилей семейного воспитания 29
2.1 Организация исследования сформированности внутренней позиции младших школьников и стилей семейного воспитания 29
2.2 Анализ результатов исследования сформированности внутренней позиции младшего школьника в зависимости от стилей семейного воспитания 32
2.3 Рекомендации родителям по формированию внутренней позиции младшего школьника 42
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 56
Приложение 3 60
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС Российской Федерации», 30.07.1992, № 30, ст. 1797
2. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 432 с.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
5. Андрущенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 с.
6. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 96 с.
7. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244. URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 07.03.2023).
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2022. – 398 с.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ ; СПб: Прайм – Еврознак, 2009. – 811 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 160 с.
11. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун -т – М., 2011. – 23 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=104953 (дата обращения: 09.03.2023)
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.: МГППУ,2002. – 68 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
14. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин –тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.
15. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. – № 3-4. – С. 14-19.
16. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
17. Карабанова О.А. Социальная
Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [7].
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на на¬чальном этапе обучения в школе.
Степень готовности к школьному обучению — это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, ибо, приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений — принятием положения школьника [42].
Под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная