Гендерный подход в воспитании младших школьников
Введение
Современное воспитание ставит перед собой основную задачу – воспитание психологически и физически здоровой личности учащихся, способной к интеллектуальному развитию, творческому мышлению и саморазвитию, а также владеющей определенными знаниями, навыками и умениями.
Дифференциация обучения и воспитания с учетом гендерных и индивидуальных свойств обучающихся – один из возможностей реализации установленной задачи.
Учет половых различий наиболее необходим в начальной школе, потому что именно на этом этапе формируются основные мыслительные операции, а также приобретаются необходимые навыки и умения у младших школьников. Но в современных школах гендерных подход к обучению и воспитанию младших школьников почти отсутствует.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что современная начальная школа нуждается в условиях организации дифференцированного обучения младших школьников. При таких условиях, получение образования будет более успешным для учащихся начальной школы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в начальной школе... 5
Психолого-педагогические условия организации обучения
в педагогике……………………………………………………………………… 7
Урок как ключевой вид организации обучения
в современной школе……………………………………………………………. 9
Глава 2. Абстрактные основы системы дифференцированного обучения в начальной школе на основе гендерного подхода…………………………….. 13
2.1Сущность и виды дифференцированного обучения ………………….. 13
2.2Гендерный подход при организации обучения в начальной школе….. 18
2.3 Психофизиологическое возрастное формирование обучающихся начальных классов.
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы……………………………………………………………... 24
Список литературы
1 Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии №2, 1987 г.
2 Алексеева А.А. Стоит ли мальчикам учиться отдельно от девочек? 2015; [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-o-gendernom-obuchenii-405911.html.
3 Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. – Новосибирск: НГПУ, 2007 г.
4 Гидденс Э. Социология, М.: Эдиториал, 2005 г.
5 Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие, М. : Флинта, 2011 г.
6 Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании / Начальная школа плюс До и После – №9, М. : ООО «Баласс», 2011г.
7 Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Учебная литература, 2007 г.
8 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный, М. : Рус. язык, 2000 г.
9 Коузов А.А. Учёт гендерной специфики при физическом развитии детей дошкольного возраста, 2014 г.
16 Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии, №2, 2001 г.
10 Национальная педагогическая энциклопедия; [Электронный ресурс] URL http://didacts.ru/termin/obuchenie.html.
20 Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий, – М. : Издательский центр ИЭТ, 2013 г.
22 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Русская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., 2003 г.
24 Педагогический энциклопедический словарь / под редакцией Б.М. Бим-Бад, М. : Большая российская энциклопедия, 2002 г.
Внутренняя дифференциация заключается в индивидуальном подходе к ученикам, на основании их ндивидуально-физиологических особенностей, т.е. с учетом психофизиологических особенностей (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций, темперамент и т.д.) каждого ученика.
Внешняя дифференциация предполагает одновременное существование и внутренней дифференциации в организации учебного процесса, в связи с тем, что создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее однородными по одному признаку, но различные по другим, что вызывает необходимое наличие внутренней дифференциации.
Рассмотрим виды внутриклассной дифференциации:
– дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя), уровневая дифференциация;
– дифференциация по интересам, практикуемой профессии.