Процесс формирования у подростков регулятивных универсальных учебных действий.
Актуальность исследования. В процессе освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области
музыкального искусства, регламентируемых Федеральными государственными требованиями (ФГТ), обучающиеся знакомится с новыми условиями в которых учится играть на музыкальном инструменте и участвует в концертах.
Так как данная деятельность для ребёнка является новой он не может самостоятельно себя организовать.
В связи с этим у обучающегося появляются трудности в обучении, пропадает желание обучаться в музыкальной школе, в следствии чего ученик бросает обучение.
Актуальным решением становится изменение процесса обучения, начиная с первого года обучения.
В данной работе будут меняться условия обучения на классической гитаре, так как инструмент является популярным в музыкальных школах, но несмотря на его популярность справится со сложностью в обучении на гитаре могут не все обучающиеся. В век современных технологий контингент обучающихся в музыкальных школах значительно снизился, в связи с этим в музыкальную школу поступают практически все желающие, в последствии чего часть детей сталкивается с проблемами в обучении.
Содержание
Введение………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ
1.1. Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» ………………………………………………5
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у подростков при обучении на гитаре ……8
1.3. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий у подростков, обучающихся игре на гитаре в ДШИ…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ В ДШИ
2.1 Диагностика уровня сформированности у подростков регулятивных универсальных учебных действий ……………………20
2.2 Реализация методики формирования регулятивных универсальных учебных действий у подростков, обучающихся игре на гитаре ………………………………23
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у подростков, обучающихся на гитаре в ДШИ ……………27
Заключение……………………………………………………30
Список литературы не найден
Во втором случае музыкальные задачи, представленные в ФГТ и годовых требованиях, становятся более конкретными. Решение учебных музыкальных задач связывается с РУУД. Так, например, главная задача на начальном этапе обучения игре на инструменте является постановка исполнительского аппарата, в процессе которого обучающийся закрепляет новые мышечные ощущения, закрепляет эти навыки и доводит до уровня автоматизма. Эти задачи достигаются при помощи выполнения различных заданий. Ориентиром при выполнении каждого задания станут критерии РУУД.
Для того, чтобы подготовиться к выступлению обучающийся должен прослушать данное произведение и разобрать его теоретически, преодолеть возникшие трудности, так же ученик должен подготовиться к выступлению на концерте и исполнить произведение.
Постановка цели –исполнить музыкальное произведение в назначенный срок. Для этого требуется обозначить промежуточные цели, которые связанны с трудностями технического плана, привыканием к условиям, приближённым к условиям концертного исполнения;
прогнозирование промежуточных и итоговых результатов, планирование репетиций;
должный контроль и коррекция;
саморегуляция –оптимизация физической и психологической активности обучающегося. (в процессе работы и во время исполнения на концерте).
Проведённый анализ показал, что регулятивные универсальные учебные действия в условиях музыкальной школы нужны для организации учеником своей исполнительской деятельности (Л.Л.Алексеева). Если соотнести критерии РУУД с положениями ФГТ, несмотря на их разные формулировки они будут дополнять друг друга. Отдельные РУУД включаются в содержание ФГТ, а единый цикл РУУД наполняется новым содержанием в соответствии с учебными музыкальными задачами. Сформированные РУУД будут помогать достижению задач, представленных в ФГТ и помогать в преодолении возникающих трудностей в обучении на музыкальном инструменте. Разумнее всего будет стараться формировать РУУД в первые годы обучения, так как это поможет ученику в дальнейшем организовывать свою учебную деятельность самостоятельно,сформировать позитивный опыт выступлений на концертах и экзаменах.