Теоретические основы изучения физиологической адаптации младших школьников к процессу обучения
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что проблема адаптации младших школьников к обучению волнует общество. В настоящее время это связано с изменениями в мире и образовании. Исходя из утвержденных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) требований выделяется особая роль адаптации среди личностных результатов - “овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире”. [1]
С поступлением в школу у ребенка кардинально меняется образ жизни. Резко возрастает нагрузка на его организм. Младшему школьнику необходимо приспосабливаться к ряду факторов, совершенно новых для него, измененный режим дня, длительное ограничение двигательной активности, выстраивание системы отношений с остальными участниками образовательного процесса, перерабатывать большой объем информации. Вместе с тем к нему предъявляются определенные требования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
§1. Теоретические основы физиологической адаптации младших школьников к процессу обучения6
1.1 Сущность понятия «физиологическая адаптация младших школьников к процессу обучения»6
1.2. Этапы физиологической адаптации9
§2. Особенности формирования и условия расширения знаний о физиологической адаптации младших школьников к процессу обучения13
§3. Методики исследования актуального уровня физиологической адаптации младших школьников к процессу обучения21
Заключение27
Список используемой литературы:29
Приложение32
Список используемой литературы:
1.ФГОС Начальное общее образование // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 01.05.2023).
2.Эхаева Р. М., Тухиева К. Х. Научно-теоретические основы изучения особенностей адаптации младших школьников к учебной деятельности //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 5 (90). – С. 150-153.
3.Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2009. – №. 2.
4.Рябова И. В. и др. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников //Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20. – №. 4. – С. 55-61.
5.Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Безруких М.М., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Знание педагогами школ физиолого-гигиенических основ эффективной организации образовательной деятельности.// Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии. – 2020.- № 4 (64). – С.23-45.
6.Романова, Н. В. Роль здоровьесберегающей деятельности в период адаптации / Н. В. Романова, С. Ю. Кондрашина, Т. Г. Кучина // Образовательная среда: теория и практика : материалы II Международной научной конференции, Астрахань, 16 мая 2019 года. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. – С. 106-108. – EDN FRGUBQ.
7.Беккер И.Л., Мельникова Е.. Современные особенности социальной адаптации младших школьников. // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского, 2008. С. 78.
8.Медведев В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации //Физиология человека. – 1998. – Т. 24. – №. 4. – С. 7-13.
9.Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 25–28.
10.Оношко Е. С., Крецан З. В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект //Вестник Кемеровского государственного университе
По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.
У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Весь периодафизиологическойаадаптации может длиться дон6юмесяцев и зависит от исходныхюданныхюребенка, его выносливостиииисостояния здоровья. В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели(1 и 2 фазы).