Формирование ценностного отношения к труду и его результатам у воспитанников старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ подходов к понятию «ценностное отношение к труду» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Трудовая деятельность как условие формирования ценностного отношение к труду у обучающихся старшего дошкольного возраста 11
1.3. Средства трудовой деятельности старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ 22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к труду 22
2.2. Лэпбук по формированию у воспитанников ценностного отношения к труду и его результатам в условиях ДОО 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Концепция содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено / М-во образования РФ; [подгот.: Ш. А. Амонашвили и др.]. - Москва: Изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 32 с.; 21 см.; ISBN 5-296-00484-1: 5000
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2020г СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Артемова, Л.В., Кудикина, Н.В., Школьная, И.А. Ознакомление детей с трудом взрослых / Л.В. Артемова, Н.В. Кудикина, И.А. Школьная. – М.: Просвещение, 2017. – 264с.
Борисова, З.Н. Воспитание дошкольников в труде / З.Н. Борисова. — М.: Просвещение, 2017. – 321 с.
Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
Буре, Р.С., Загик, Л.В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик. — 3-е изд., испр., доп. — М.: Педагогика, 2018. – 256 с.
Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. — М.: Педагогика, 2017. – 425 с.
Большой энциклопедический словарь. - Москва: СПб. [и др.] :Питер, 2018. - 414 c.
Введенская, Т.В. Трудовое воспитание в детском саду // Т.В. Введенская. Школа. - 2018. — №2.– С.25-27.
Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Г.Н. Година. — М.: Просвещение, 2018. – 273 с.
Еськова, Т.Л. Воспитание трудолюбия детей дошкольного возраста на занятиях по ручному труду (1917 — 1941 рр.): Автореф. дис … канд. пед. наук: 13.00.01. / Т.Л. Еськова. – М.: Педагогика. — 2013. — 22 с.
Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Педагогика, 2016
В то же время дошкольники, лишенные продуманного и систематического педагогического руководства, зачастую не понимали вопроса «Кем работает?», не различали сходные профессии, соотносили профессию только с отдельным конкретным человеком,
Все вышесказанное, подтверждает, что «самоопределение» дошкольника как потенциального субъекта труда и – в отдаленном будущем – профессионала – это «нежный цветок», требующий систематического, в свою очередь, профессионального «ухода», основанного на высокой психолого-педагогической компетентности и ответственности педагога и родителя.
Наиболее типичной проблемой, связанной с формированием у воспитанников положительного отношения к труду и его результатам, является негативная позиция взрослых по отношению к стараниям воспитанников, которая выражается в следующих высказываниях: «У меня не хватает терпения смотреть, как они долго возятся!», «Я сама сделаю лучше и быстрее», «Они ничего не хотят».