Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Введение
Российская образовательная система подверглась значительным преобразованиям в ходе недавнего реформирования. В связи с изменением требований к результатам обучения были разработаны новые образовательные стандарты, которые затронули и работу дошкольных учреждений. Воспитательная деятельность в современной дошкольной образовательной организации (ДОО) направлена на создание оптимальных условий для формирования личности ребенка, полноценного развития его интеллектуальной, физической и духовной сфер. Кроме того, задачей дошкольных учреждений становится подготовка воспитанника к предстоящему обучению в школе.
Одной из образовательных областей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выступает «Познавательное развитие», в состав которой входит формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Содержание
Введение3
1. Психолого-педагогические аспекты элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста6
2. Методика формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста12
3. Критерии и условия изменения уровня развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста20
Заключение26
Список литературы28
Список литературы
Ахмедова, Д. Формирование элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность [Текст] / Д. Ахмедова // Мировая наука. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-cherez-igrovuyu-deyatelnost (дата обращения: 25.05.2023).
Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. Беженова. М.: Эксмо, 2013. 210 с.
Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов [Текст] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4. – С. 65-69.
Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников [Текст] / Е.Н. Водопьянов // Дошкольное воспитание. 2014. №3. С. 23-29.
Галкина, Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галкина // Вестник ЧГПУ. 2016. №6. С. 32-37.
Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова. М.: Просвещение, 2015. 210 с.
Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях [Текст] / О.В. Игракова // Инновационная наука. 2017. №1-1. С. 176-179.
Киричек, К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях [Текст] / К.А Киричек // Kant. 2016. №1(18). С. 37-40.
Киричек, К.А. Преемственность в формировании математических представлений у дошкольников и младших школьников [Текст] / К.А Киричек // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. 2017. С. 46 – 49.
Киричек К.А. Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / К.А Киричек, А.Е. Чибисова, Т.Р. Кисличко, А.Е. Бейч, О.В. Шепелева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №3 (19). URL:
Согласно мнению Г.Т. Норматовой, познавая отношения предметов, у детей продолжается формирование представлений об отношениях групп предметов по количеству и размеру; они учатся последовательно увеличивать (уменьшать) количество предметов; происходит формирование пространственных отношений в парных направлениях от себя, от других объектов. Дети учатся устанавливать последовательность частей суток, определять настоящее, прошедшее и будущее времени; обобщать 3-5 предметов, звуков по свойствам (размер, количество, форма и др.); сравнивать предметы различными способами (на глаз, путём наложения и приложения); выражать в речи количественные, пространственновременные отношения между предметами [12].
Познавая количество и цифры у детей продолжается формирование представлений: количественное и порядковое значение числа (в пределах 5); дети учатся обобщать группы предметов, звуков и движений по числу; устанавливать связи между числом, цифрой и количеством