Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи". В которой выявлены особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Разработана методика обследования пространственно-временных представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.10.2024
Объем файла
13372 Кб
Количество страниц
84
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение.
Актуальность работы: Дошкольники, изучая окружающий их мир, в том числе такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Т.Д.  Рихтерман и др). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются сложности отграничения и смешение пространственно-временных понятий, отсутствие конкретного речевого обозначения данных категорий, упорядочения собственных действий, времени и пространства и др. Проблема формирования временных и пространственных представлений у дошкольников - изучалась специалистами из областей педагогики и психологии на протяжении многих лет. В своей работе я хочу охватить контингент детей с ОНР, изучить с чем связаны нарушения ориентировки в пространстве и времени у данной категории дошкольников.
Рассматривая данную проблему, специалисты (М. И. Васильева, Н. Е. Веракса, В. В. Давыдов, И. В. Кононенко, A. M.

Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие пространства в философской, психологической и педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие времени в философской, психологической и педагогической литературе………………………………………………………………………16
1.3 Формирование пространственно-временных представлений в онтогенезе………………………………………………………………………31
1.4 Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….43
Глава 2. Сформированность пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1 Описание методики эксперимента……………………………………….…52
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………………..60
Глава 3. Методические рекомендации по развитию пространственных и временных представлений для детей старшего дошкольного возраста…………55
Заключение………………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………………..59
Приложения………………………………………………………………………64

 

Список используемой литературы:
Абульханова-Славская, К. Н. Личностная регуляция времени [Текст] /К. Н. Абдульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. – С. 114-129.
Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М., 1961.
Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М.,1961.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение. - 1964. - 304 с.
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. 287 с.
Аристотель. Физика [Текст] /Аристотель//Сочинения в четырех томах. – М.: Мысль, 1981, Т. 3, кн. 4, С. 59-263.
Асмолов, А. Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности [Текст] /А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. – 1978. –№1. – С. 70-80.
Ахундов, М. Д. Антропогенез, патопсихология и эволюция представлений о пространстве и времени [Текст] /М. Д. Ахундов// Биология и современное научное познание. – М., 1975. Часть 2. – С. 70-81.
Бергсон, А. О множественности состояний сознания. Идея длительности [Текст] /А. Берксон // Собрание сочинений в 4-х томах. – М., 1992, – Т.1. – С. 82-111.
Болотова, А. К. Психология временной организации деятельности личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. К. Болотова. – М.: МПГУ, 1995. – 35 с.
Бурдина И.В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи: Дис… канд. филолог. наук/ И.В. Бурдина. – М.,1997.
Веряев А.А., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. № 1. С. 15–24.
Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2. С. 8–12.
Вин

Психологическое пространство личности – это субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Наиболее важным, по мнению автора, является прочность его границ, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. С позиции общности субъектов учебной деятельности рассматривает «психологическое пространство» П.В. Попов. В своем диссертационном исследовании он определяет психическое пространство как установление в сознании субъекта учебной деятельности смысловой (предметной и коммуникативной) связи между потребностью в получении знаний и способами ее удовлетворения. Таким образом, с позиции отношений между объектами «пространство» понимается либо как внешняя организация процесса взаимного действия субъектов, либо как внутреннее пространство отношений субъекта деятельности к окружающей действительности. Разнородно