Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду
Введение
Актуальность исследования
Когда ребенка впервые приводят в детский сад, то в этот период он переживает множество изменений, которые обрушиваются на него одновременно. Адаптивные возможности ребенка в этот период его жизни ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, — это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь в детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстн
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие "адаптация" и факторы, влияющие на её успешность
1.2 Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении
1.3 Основные формы и направления обеспечения адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
1.4 Педагогические условия обеспечения адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Выводы по первой главе
2 Экспериментальная проверка педагогических условий адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Методическое обеспечение педагогических условий адаптации в дошкольном образовательном учреждении
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Список литературы
Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста /М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2007. – 304 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.
Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988.- 207с.
Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - М.: Воронеж, 2007.
Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / В. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2006.- №5.-с. 14-15.
Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] /Ю. Василькина// Мама и малыш. – 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875
Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1993.-80с.
Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих / Т.Н. Вершинина.-М.: Новосибирск, 1986.-286с.
Галогенова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет: справочник – пособие для родителей / Л.Н. Галигузова.-М.: Москва, 2002.
Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик / Л.Н. Галигузова // My Kid. - 2006.-№5.
Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд. психол. наук / И.А. Георгиева. - Л., 1985.- 22 с.
Давыдова, И.О. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие/ И.О. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Давыдов, В.В. Психологический словарь/ В.В. Давыдов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990.
Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Т. Доронова // Обруч. -2006.- №5.
Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. –М.: Екатеринбург, 2000.
Калинина, Р Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ / Р.Г. Калинина, Л. Семенова, Яковлева //Дошкольное воспитание. -19
1.3 Основные формы и направления обеспечения адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.).
"Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка", - отмечала Е.И. Морозова (1999).
Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения, а для этого выделяют несколько направлений работы:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы