Формирование жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Введение
Актуальность исследования. Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития считается одной из задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. Обучение детей с особыми образовательными возможностями на сегодняшний день завоёвывает всё более прочные позиции в нашей стране.
Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают воспитанники с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью. Для многих детей психофизическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести, что даёт основание утверждать о тяжёлых и множественных нарушениях развития (далее ТМНР).
Одной из главных проблем является к
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 8
1.1. Сущность и содержание понятия «жизненные компетенции» у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 8
1.2. Характеристика коррекционно-развивающей работы по формированию навыков жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 15
1.3. Анализ программного содержания предмета «Человек» 23
Глава 2. Анализ актуального уровня сформированности жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 32
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ показателей сформированности жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 36
Глава 3. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития на уроках «Человек» 45
3.1. Общая характеристика формирующего эксперимента 45
3.2. Моделирование уроков «Человек» как педагогического условия формирования навыков жизненных компетенций 48
3.3. Анализ эффективности предложенных педагогических условий формирования жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 50
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 72
Список литературы
1. Акимова В.А./ Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи/ Вестник Ленинградского Государственного Университета им.А.С.Пушкина, Изд.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (СПб)/ 2013 г., с.47-48.
2. Арзыбова О.В. Формирование жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности // Самарский научный вестник. - 2014. - №1 (6). - С. 14-16.
3. Аникина Н.С. Особенности обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения правилам безопасного поведения на дорогах/ Н.С. Аникин// Вестник НЦ БЖД. - 2016. - № 4 (30). – С. 33-39.
4. АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) – URL: 1-и-2-варианты-АООП-УО-11-декабря-2015.pdf (herzen.spb.ru) (дата обращения: 2.04.2023)
5. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 138-156.
6. Бгажнокова И. М. , Ульянцева М. Б. , Комарова С. В. , Царев А. М. , Андреева С. В. , Бахарева С. Н. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под редакцией: Бгажнокова И. М. М.: ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
7. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
8. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
9. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова. — Москва : Владос, 2010.
10. Бедрина А. А. Обучение детей с ОВЗ жизненным // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: Материалы ХIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области, Москва-Иваново-Шуя, 06–07 октября 2021 года / Отв. редактор А.А. Червова. – Москва-Иваново-Шуя: Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2021. – С. 171-173.
11. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман/ Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам/ М.: Теревинф/ 2000 г.
12. Буланова Н.О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 278-280.
13. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
14. Вместе к самостоятельной
Формирование знаний, умений и навыков ориентирования в одежде и обуви предусмотрено разделом «Обращение с одеждой и обувью».
1. Знание предметов одежды, умение их называть (показывать) и отличать: кофта, свитер, водолазка, рубашка, футболка, майка, штаны, брюки, джинсы, юбка, платье и т.п. Знание и различение видов одежды; и умение выбрать одежду по обстановке, мероприятию, сезону и погодным условиям. Умение снимать и одевать одежду предполагает ряд последовательных действий, знание правой и левой сторон, знание изнаночной и наружной стороны, знание передней и задней сторон одежды, умение ориентироваться в верх-низ одежды (например: захват правого рукава кофты– стягивание правого рукава, аналогично- левый рукав, выворот на наружную сторону)
2. Знание одежной фурнитуры (пуговицы, молнии, кнопки, крючки, шнурки, липучки)