Логопедическая тетрадь как средство формирования глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Скачать дипломную работу на тему: "Логопедическая тетрадь как средство формирования глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". В которой разработана и апробирована логопедическую тетрадь, направленная на формирование глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Были рассмотрены теоретические аспекты изучения глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2024
Объем файла
9323 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном периоде является одним из главных условий нормального развития ребёнка и залогом последующего успешного обучения. 
При тяжёлых нарушениях речи у детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Отмечаются аграмматизмы, дефекты произношения, бедный запас слов, в том числе предикативный словарь. Овладение глагольным словарем необходимо для овладения фразовой речью, требующей умений строить программу высказывания, грамматически структурировать, то есть отбирать, развертывать и упорядочивать единицы языка. Поэтому важно уделять особое внимание развитию предикативного словаря при коррекционно-развивающей работе.
Вопросами содержания, объема и онтогенеза предикативного словаря занимались такие исследовали как В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, С.В. Кацнельсон, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин и др. Особенности овладения глагольным словарем детьми с нарушениями речи изучались Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой и др. 
Несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, исследований, посвященных изучению глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в настоящее время недостаточно. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лек

Оглавление

Нормативные ссылки 7

Определения, обозначения и сокращения 8

Введение 9

1 Теоретические основы изучения глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 12

1.1 Современные подходы к пониманию глагольной лексики 12

1.2 Развитие глагольного словаря в онтогенезе 15

1.3 Особенност глагольн словаря младших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 19

Выводы по первому разделу 25

2 Программа исследования глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 26

2. 1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 26

2.2 Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента. 32

Выводы по второму разделу 41

3 Формирование глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 42

3.1. Рабочая тетрадь логопеда как средство развития глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 42

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 50

Заключение 58

Список использованных источников 60

Приложение  А «Наглядный материал к программе исследования глагольного словаря у младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» 67

Субтест 1 «Бытовые глаголы» 67

Субтест 2 «Глаголы движения». 68

Субтест 3 «Глаголы направления» (приставочные). 69

Субтест 4 «Глаголы, выражающие чувства людей» 70

Субтест 5 «Глаголы, обозначающие деятельности органов чувств». 71

Субтест 6 «Глаголы, связанные с профессиями». 72

Субтест 7 «Глаголы, обозначающие движения и крики животных». 73

Субтест 9 «Дифференцирование сходных действий». 73

Субтест 10 «Дифференциация глаголов настоящего и прошедшего времени». 74

Пприложение Б «Результаты логопедического обследования констатирующего эксперимента» 75

Приложение В «Распределение детей по уровням развития словаря в зависимости от группы» 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-slovarya-u-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi

2. Артпедагогика и артерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Юрайт, 2019. 274 с.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Изд-во: Мозаика-Синтез, 2008. 126 с.

4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб пособие для студ Вузов / Е. Ф. Архипова М.: АСТАстрель, 2007 С. 224 -248

5. Баль Н.Н. Средовые ресурсы логопедической работы // Науковий часопис. Актуальні проблеми логопедії. 2011. http://enpuir.npu.edu.ua/bitstream/handle/123456789/25970/Bal.pdf?sequence=1

6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст /Г.В. Бобровская // Начальная школа. 2012. N 4. С. 47-51.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/ А.М. Бородич.  2-е изд. М.: Просвещение, 1981 109 с.

8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М., 1972  709 с

9. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой – 5е изд., перераб. и доп. / Л. С. Волкова М.: Гунитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2006. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Вопросы дифференциальной диагностики:учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство – Пресс,2012

11. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. М.: Образование плюс, 2009. 103 с.

12. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М. : ACT, 2008.  672 с

13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика 2003 316 

14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Детство -Пресс, 2007.  472с

15. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб. 2012. 58 с.

16. Громова О.Е. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет: методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 20 06. - 48 с.

17. Громова О.Е. Логопедичес

Словарь разделяется учёными на номинативный предикативный и атрибутивный Предикативный (т.е. глагольный) словарь представлен различными семантическими типами глаголов.
Развитие глагольного словаря в онтогенезе происходит постепенно в процессе общения со взрослыми и овладения различными видами деятельности У детей с ТНР предикативный словарь ограничен как в активном так и в пассивном плане, трудно актуализован, а его основной объём составляют глаголы, обозначающие наиболее распространённые действия Также у детей с ТНР наблюдаются ошибки при дифференциации и употреблении глаголов образованных приставочным способом недостаточный уровень дифференциации различных видов глаголов и ошибки при подборе глагольных антонимов и синонимов. Таким образом, видна связь словаря с состоянием грамматических навыков и умений, особенно словообразованием, а также связь с семантическими трудностями (неумение выделить суще