Изучение методики формирования лексической компетенции и разработка серии упражнений
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности. Лексика, как известно, – это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
Согласно современному компетентностному подходу в обучении иностранным языкам, лексическая компетенция является одним из основных элементов языковой компетенции учащихся, которая предполагает умение правильно использовать слова и выражения в речи. Она включает в себя знание слов и выражений, их значения, грамматические особенности, а также способность использовать их в различных коммуникативных ситуациях.
На современном этапе формирование лексической компетенции является важным аспектом обучения и вопросам ее формирования уделяется достаточно большое внимание. На уроке ученик получает возможность пользоваться коммуникативной функцией языка, поэ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕМЕЦКИХ СРАВНЕНИЙ 6
1.1 Понятие сравнения в современной науке 6
1.2 Типология сравнений 9
1.3 Лексический навык как основа формирования лексической компетенции 13
1.5 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего этапа обучения 25
Выводы по первой главе 30
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕМЕЦКИХ СРАВНЕНИЙ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Лингвострановедческий анализ УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» (серия «Горизонты») для 7-го и 9-го классов 32
2.2 Упражнения, направленные на формирование лексической компетенции посредством немецких сравнений 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с. – ISBN 978-5-7974-0207-7.
Александрова, Ю. В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю. В. Александрова. – Москва : Современный гуманитарный университет, 1999. – 66 с.
Арсеньева, М. Г. Немецкая грамматика : учебник / М. Г. Арсеньева, Е. В. Нарустранг – М.: СПб.: Антология, 2007. – 512 с. – ISBN 978-5-94962-128-8.
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов : / О. С. Ахманова. – изд. 5-е, стер. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 576 с. – ISBN 978-5-397-00901-0.
Бархударов Л. С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода : учебник / Л. С. Бархударов. – М.: Международные отношения, 1975. – 240 с.
Богатырева, Н. А. Стилистика современного немецкого языка : учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. / Н. А. Богатырева, Л. А. Ноздрина. – 2-е изд. стер. – Москва : Изд. центр Академия, 2005. – 330 с. – ISBN 5-7695-2115-5.
Брандес, М. П. Стилистика немецкого языка : учеб. пособие для институтов и фак. иностр. яз. / М. П. Брандес. – Москва: Высшая школа, 1990. – 320 с. – ISBN 5-06-001620-X.
Бухбиндер, В. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : учеб. пособие для институтов и фак. иностр. яз. / В. А. Бухбиндер, С. В. Калинина [и др.]. – Москва : Высшая школа, 1988. – 373 с. - ISBN 5-11-000020-4.
Виноградов В. В. Лексические вопросы перевода художественной прозы : учеб. пособие / В. В. Виноградов. – Москва : Издательство МГУ, 1978. – 173 с.
Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Гальскова. – Москва : АРКТИ, 2003. – 192 с. – ISBN 5-89415-290-9.
Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие / Н. Д. Гальскова, З. И. Никитенко. – Москва : Айрис-пресс, 2004. –
Операции по выбору лексической единицы.
Если учащийся недостаточно хорошо владеет операциями по выбору нужной лексической единицы, то он испытывает значительные трудности в подборе нужного слова, тем самым затрудняя процесс общения;
Операции по сочетанию лексических единиц.
Учащийся способен включать новые лексические единицы в известные уже ему грамматические структуры и комбинировать новые лексические единицы с усвоенными ранее;
Речевая задача.
На практических занятиях по иностранному языку часто бывает так, что студенты усвоили звуковой образ новых лексических единиц, свободно используют их для обозначения предметов, признаков или действий, комбинируют их друг с другом, однако испытывают трудности использования этих же самых лексических единиц в процессе общения на иностранном языке. Причиной этого является то, что при обучении лекси