Формирование графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения их решению планиметрических задач на построение

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Формирование графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения их решению планиметрических задач на построение". В которой описан комплекс планиметрических задач на построение, направленный на формирование графической грамотности учащихся основной школы. Выявлены психологические и педагогические основы формирования графической грамотности учащихся основной школы. В работу также включено объемное приложение по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2024
Объем файла
8216 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3680 руб.
4600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире широко применяется представление информации в графическом виде и имеют множество преимуществ, включая экономичность, наглядность, содержательность. Графические средства применяются в различных областях визуальной коммуникации для стимулирования мыслительных процессов, связанных с восприятием образов. Использование рисунков, чертежей, графиков и схем является эффективным способом передачи мыслей в графическом представлении.
Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, подчеркивающие актуальность данной темы исследования:
- графика является основой для современных методов и форм обучения, обеспечивая эффективные инструменты и подходы;
- развитие графической грамотности играет важную роль в стимулировании мыслительных процессов, познавательных способностей, пространственного восприятия и практических навыков;
- большие возможности знаковых систем в передаче информации вызывают необходимость в особой форме ее представления, что, в свою очередь, изменяет ск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 8

1.1 Психолого-педагогические основы формирования графической грамотности учащихся основной школы 8

1.2 Роль и место планиметрических задач на построение в формирования графической грамотности учащихся основной школы 15

1.3 Характеристика планиметрических задач на построение в школьных учебниках геометрии 21

Выводы по первой главе 29

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 31

2.1 Характеристика комплекса планиметрических задач на построение, направленный на формирование графической грамотности учащихся основной школы 31

2.2 Процессуальный компонент методики обучения учащихся решению планиметрических задач на построение 43

2.3 Организация и результаты педагогического эксперимента 58

2.3.1 Подготовка к проведению исследование. Описание результатов исследования на констатирующем этапе 59

2.3.2 Организация и результаты формирующего этапа исследования 65

2.3.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 72

Выводы по второй главе 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович С.М. К вопросу о воспитании графической культуры учащихся. // Математика в школе, 1989. - №5. – С.26-28.

2. Адыгезалов, А.С. Взаимосвязь обучения стереометрии и черчению в средней школе: Дисс. канд. пед. наук. - Баку,1980. - 151 с.

3. Александров, А.Д. Геометрия 7-9. Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2019. - 298 с. 

4. Александров, И.И. Геометрические задачи на построение и методы их решения: Учебное пособие для пед. вузов и преподавателей ср. шк. / Под ред. С. Ю. Кослецкого. - М.: Гос. уч. -пед. из-во, 1934. - 168 с.

5. Александров, И.И. Сборник геометрических задач на построение с решениями / И.И. Александров. – М.: Учпедгиз, 1954. – 134 с.

6. Амирбеков, Л. Развитие графической грамотности у учащихся 6-7 классов на уроках геометрии и черчения: Дисс. канд. пед. наук. - Душанбе,1984. - 191 с.

7. Аракелян, Р.Л. Формирование начальных графических умений учащихся при обучении геометрии: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1988. - 112 с.

8. Астряб, А.M., Бескин Н.М. Методика геометрии. - М.: Гос. из-во, 1947. - 270 с.

9. Астряб, А.М. Задачник по наглядной геометрии (изд. 3-е). Ленинград: Гос. из-во, 1925. - 176 с.

10. Астряб, А.М. Наглядная геометрия. - М.: Гос. из-во, 1923. - 159 с.

11. Атанасян, Л.С. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с. 

12. Атанасян, Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9, пятое издание. Учеб. для 7-9кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 335 с. 

13. Баракина, Т.В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения // Начальная школа. – 2013. - №5. – С. 48-51.

14. Березин, В.Н. Методические функции наглядности в обучении математике: Дис. канд. пед. наук. М., 1975. - 154 с.

15. Бескин, Н.М. Изображение пространственных фигур. - М.: Наука, 1971. - 80 с.

16. Битов, А. Г., Дорофеева Л. И. Преподаватель симметрии. – М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 325 с. 

17. Болтянский, В.Г. Формула наглядности (к методике обучения в школе) // Советская педагогика. - 1970. - №5. – С. 46-60.

18. Буцко, Е.В. Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вента-граф, 2019. – 128 с.

19. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2019. 

20. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс

В связи с этим актуальной задачей является поиск эффективных способов организации деятельности обучающихся, использование развивающих методов и средство обучения для реализации задач развития графики и графической грамотности, - утверждает Е.В. Попович [54, с. 108-109].
Основываясь на исследованиях М.В. Лагуновой [39] и П.И. Соверткова [62] элементарная графическая грамотность – это определённый уровень графической подготовки. Его основные характеристики: знание теории изображений, реализация практических навыков оформления изображений, наличие навыков работы с чертежными инструментами.
Современные графические навыки формируются не только при работе карандашом на бумаге, но при работе с компьютерными программами.
Опираясь на теорию деятельности В.В. Давыдова [26], А.Н. Леонтьева [40, с. 204.] и Н.Ф. Талызиной [64, с. 3-27.], Е.В. Попович [54] предлагает модель графической грамотности обучающегося общеобразовательной школы, которая включает следующие компоненты:
1. Мотивационный. Формирование мотива по обработке графической информации.
2. Познавательный. Графическая деятельности в жизни человека и продукты графической деятельности человека.
3. Операционно-прак