Методика развития базовых навыков игры на ударной установке в ДМШ и ДШИ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ударные инструменты - одни из самых древних и многочисленных музыкальных инструментов. Обладая огромным разнообразием красок, большими художественно-выразительными возможностями, а также ритмическим потенциалом, ударные инструменты достойно занимают своё место в музыке.
В современной музыке наблюдается заметное усиление роли ударной установки, как наиболее яркого представителя ударных инструментов. Она занимает свою нишу в оркестре, ансамбле или малом составе, широко используется при игре в самых разнообразных стилях: от академической музыки до кантри-джаза и тяжелого рока.
В настоящее время игра на ударной музыкальной установке, как частный случай исполнительства, также является неотъемлемой частью современной музыкальной культуры. Этот вид импровизации занимает свое особое место в концертной практике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ.......................................6
1.1.Ударная установка: истоки и эволюция.............................................................6
1.2.Характеристика исполнительских приемов игры на ударной установке......11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ НАЧИНАЮЩЕГО БАРАБАНЩИКА……………………………………………21
2.1.Практические занятия с учеником.....................................................................21
2.2.Методические рекомендации педагогу.............................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах // Основы начального обучения игре на инструментах военного оркестра. -М., 1972. С.164-211.
2.Бушуев В. Методика обучения игре на ударных инструментах: уч. пособ. Кемерово, 2005. - 143 с.
3.Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. 284 с.
4.Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка [Электронный ресурс]: http://studopedia.org/8-173033.html (Дата обращения 5.04.2023).
5.Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 1008 с.
6.Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.480 с.
7.Гимн барабанному искусству (часть 1): [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20120111013552/http://www.musicbox.su/musicbox_17/gimn_barabannomu_iskusstvu-1.html (Дата обращения 5.04.2023).
8.Дмитриев Г.П. Ударная установка // Ударные инструменты. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 74—75. — 145 с.
9.Живайкин П. Ударные инструменты в компьютерной аранжировке // Музыка и электроника, № 3. М., 2005. - С. 15-16.
10.Караев Б.К. Методика работы с ансамблем. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИК, 2015. 27 с11.КарвасарскийБ.Д.Музыкотерапия:психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 827 с.
12.Ковалевский М. Школа игры на ударной установке: уч. пособ. М., 2000. - 124 с.
13.Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке. Раменское, 2000. - 53 с.
14.Купинский К. М. Школа игры на ударных инструментах: М., Музыка, 1941. 117 с.
15.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. : Моск. психол.-социал. ин-т; МОДЭК, 2008. 480 с.
16.Лэннинг М Л. Гражданская война. Москва: Вече, 2000. 475с.
17.Макуров А. П. «Развитие основных направлений четырехсторонней координации движений при игре на ударной установке»: журнал Community Drum № 1 (13). – 2007. – с. 20-35.
18.Макуров А. П. «Координация» Часть II – журнал Community Drum № 1 (14) Москва 2008. 20с.
Двойного удар - техника игры. Существует два вида исполнения такого удара – с помощью кисти или с помощью пальцев.
Рассмотрим сначала двойной кистевой удар, который ещё называют push-pull (толкай-тени). Он используется при игре в hi-hat.
- сначала удар исполняется плечом палочки в ребро тарелки hi-hat;
- затем следующий удар происходит головкой в середину тарелки hi-hat.
Как исполняется push-pull? В своей видео школе знаменитый барабанщик Джоджо Майер объясняет так:
«Положите барабанную палочку на среднюю фалангу указательного пальца. Затем положите остальные пальцы на палку, как при обычном параллельном хвате. Найдите поверхность с наилучшим отскоком. Поначалу технику push-pull легче осваивать на поверхности, которая легко возвращает палочку в исходное положение. Ударьте по барабану и дайте палочке отскочить назад, чтобы она была направлена вверх.