Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Дошкольный возраст в возрастной психологии определяется как период с 3 до 7 лет. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит формирование волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..… 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……… ………….….…………………… 5
1.1 Понятие эмоции и эмоциональная сфера детей дошкольного возраста 5
1.2 Индивидуально – психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 9
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста….. 14
Резюме………………………………………………………………………... 18
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………. 20
2.1. Методы исследования………………………………………………….. 20
2.2. Организация исследования…………………………………………….. 22
3. РЕЗЕЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………...…… 23
3.1. Особенности сформированности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста………………………………………………………. 23
3.2. Гендерные различия в сформированности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………… 26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………….……….…. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. -М.: Академия, 2007. - 25с.
2. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 2007. – 318с.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства /В.Н. Белкина. - М.: Юрайт, 2023. — 170 с
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович// Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 27-46.
5. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. - М.: Академия, 2009 –544с.
6. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 120с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. - М.: МГУ, 2009. – 367с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с.
9. Додонов, Б.И. Информационные теории эмоции / Б.И. Додонов// Психологический журнал. -2008. -№2. – С. 104-116.
10. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 2009. – 128с.
11. Запорожец, А.В. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. – С. 59-73.
12. Изард, К.Е. Психология влияния / К.Е. Изард – Спб.: Питер, 2001. -232с.
13. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: МГУ, 1980. 56с.
14. Левис, Ш.К. Ребенок и стресс / Ш.К. Левис .- СПб.: Питер, 2006. - 68с.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Слово, 2001. -11с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. – 415с.
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009 –123с.
18. Липер, Р.У. Мотивационная теория эмоций. /Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Владос, 2003. -43с.
19. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.Академия, 20
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако в этом возрасте наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка - ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться их половая идентификация [5].
Возраст от 4 до 5 лет в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление.