Выявление наиболее эффективных методов работы, касаемо орфографии, в процессе обучения младших школьников
Введение
На сегодняшний момент среди фундаментальных альтернатив обучения школьников русскому языку остаётся коренится орфография. Орфографическая грамотность является почвой языковой культуры, которая способствует правильному отражению мысли в письменном общении. Именно в начальной школе должен быть скомплектован весь основной багаж орфографических навыков, так как от этого зависит дальнейшая судьба успешного обучения по всем школьным дисциплинам.
Концепции развития орфографической грамотности в начальной школе отражена в трудах А.И. Томсона, который выступал против замены традиционной орфограммы, Р.Ф. Брандта (изобретатель новых слов, защищал фонетический принцип в орфографии), М.Н. Петерсона (развивал взгляды о том, что буква передаёт звук, многие его труды оказали значительное влияние на отечественное языковедение и др.
Как гласит Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) первостепенной задачей в процессе обучения русского языка
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………………….……3
Глава I. Система формирования орфографической грамотности учащихся начальной школы……………………………………………………………………….6
1.1. Орфографические понятия как теоретическая основа изучения орфографии в школе……………………………………………………………………………………....6
1.2. Пути и способы повышения орфографической грамотности в младших классах…………………………………………………………………………………....16
1.3. Комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений у младших школьников……… ………………………………………………..28
Глава II. Экспериментальная работа по формированию орфографической грамотности учащихся младших классов на уроках русского языка ………….41
2.1 Диагностика начального уровня орфографической грамотности младших школьников …………………………………………………………………………...…41
2.2. Динамика формирования орфографической грамотности младших школьников и анализ полученных результатов…………………………………..…...51
Заключение ………………………………………………………………………….….62
Список использованной литературы………………………………………………..65
Приложение А……………………………………………………………………….….70
Приложение Б……………………………………………………………………….….75
Приложение В…………………………………………………………………………..78
Приложение Г…………………………………………………………………..………83
Список литературы
1. Грот Я.К. Русское правописание: СПб, Типография Академии наук, 2009. С.30.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи : Изд-во Академии педагог. Наук, 2016. С.32-132.
3. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. Начальная школа.2018. №4. С.75-77.
4. Львов М.Р. Педагогика. М.: Просвещение, 2008. С.117-333.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии: Начальная школа. 2013. №4 С.32-34.
6 Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию: Начальная школа. 2018. №7. С.39-46
7. Бочкарева Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок: Начальная школа. 2021. №3. С.34-37.
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути грамотности учащихся: Начальная школа. 2020. №10. С. 59-62.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт. 2017. С.200.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл: Эксмо, 2012. С.200.
11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Школа, 2017. С. 56-72.
12. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие, составитель Дубровина И.В., А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2019. С. 56-59.
13. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.384.
14. Жедек П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах). под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение. 2012. С.206.
15. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М.: Просвещение, 2015. 259 с.
16. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. Набережные Челны, 2017. 316 с.
17. Иванова В.Ф. Современная русска
Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме
это «опасное место».
Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный. (Надо под ним поставить точку.)
Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма ещё и под буквами безударных гласных в записанных словах. (Схема дополняется «маячками», луч