Развитие системы образования в муниципальном образовании (на примере Павловского муниципального района Нижегородской области)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное образование в Российской Федерации находится на новом этапе развития - идет его модернизация, что предъявляет повышенные требования к качеству образования. Следовательно, необходима разработка теоретически обоснованных механизмов управления, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития образования.
Кроме того, в последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается на региональный, а затем и на муниципальный уровни, поскольку именно здесь можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации ресурсов , повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования.
На сегодняшний день существует несколько уровней управления образованием – это федеральный, субъектов федерации (региональный), местный (муниципальный) - выделены и закреплены законодательно, при этом региональный уровень управления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты системы образования в Российской Федерации 6
1.1 Сущность и структура системы образования 6
1.2 Организация системы образования на региональном и муниципальном уровнях 11
1.3 Проблемы системы образования в Российской Федерации 22
2 Анализ управления системой образования (на примере Управления образования администрации Павловского муниципального района) 29
2.1 Управление системой образования в Павловском муниципальном районе 29
2.2 Анализ и оценка состояния и развития системы образования на территории Павловского муниципального района 35
2.3 Основные проблемы и задачи развития муниципальной системы образования в Павловском муниципальном районе .47
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы образования в Павловском муниципальном районе 54
3.1 Описание социально-экономического проекта «Привлечение, сопровождение и повышение эффективности педагогических кадров Павловского муниципального района» 54
3.2 Обоснование экономической и социальной эффективности предложенных мероприятий 62
Заключение 66
Библиографический список 67
Приложения 69
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
2. Муниципальная программа «Развитие образования Павловского муниципального округа Нижегородской области на 2021-2026гг.»
3. Постановление администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области от 18.03.2021г. №249 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Павловского муниципального округа»
4. Алексеев С.Г. Развитие государственно-общественного управления в региональной системе образования: пособие / С.Г. Алексеев, Ю.А. Бурдельная, Т.В. Головина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2019. – 96 с.
5. Агранович М.Л. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад / М.Л. Агранович, О.Н. Кожевникова. - М.: Аспект Пресс, 2019. – 140 c.
6. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2019. - 437 с.
7. Брызгалина Е.В. Управление образованием как сложным социальным институтом: философские проблемы // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2018. - № 4-вып. 1. - С. 12-19.
8. Буслов Е.В. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Буслов и др. - М.: Сентябрь , 2018. – 340 с. С.123.
9. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в условиях модернизации региональной системы общего образования, информационно-методический сборник. – СПб.: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области , 2018. - 140 с.
10. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. - М.: Academia, 2018. – 208 с.
11. Заир-Бек С.И. Практика управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях: Аналитический обзор / С.И. Заир-Бек. – М.: НП «МАМСО», 2018– 155 с.
12. Зыкова Е.М. Определение организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами / Е.М. Зыкова // Вестник ТГПУ. - 2019. - № 12. - С. 104-105.
13. Ишмухаметов Р.Р. Управление
Таким образом, под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образование понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Государственные социальные гарантии обучающимся выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
Система образования в Российской Федерации представлена следующими основными элементами: образователь