Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Время не стоит на месте, в современном мире все претерпевает значительные изменения, которые коснулись и дошкольной педагогики с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее -ФГОС ДО).
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. И здесь невозможно недооценить роль родного языка, который помогает дошкольникам осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения [47].
Выразительность речи обеспечивает не только развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности через речевое самовыражение. Данная проблема отражена в исследованиях многих педагогов-психологов: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца [10,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста
1.2 Сущность и характеристика театрализованной деятельности
1.3 Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Определение исходного уровня сформированности выразительности речи выразительной у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методическая разработка для педагогов дошкольного образовательного учреждения дидактический куб «Звуковые этюды»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 255 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 198 с.
3. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125 с.
4. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками. // Обруч. – 1998. – №5. – С. 7-10.
5. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001. – 144 с.
6. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3. – С. 19-20.
7. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2006. – 156 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 216 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987. – 315 с.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 6-8.
11. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001. – 312 с.
12. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация. // Воспитание детей в игре. – М., 1994. – 167 с.
13. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. // Эстетическое воспитание. – М., 2002. – 234 с.
14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975. – 312 с.
15. Заворыгина Е.К. Особенности воображения детей в игре. // Дошкольное воспитание. – 1986. – №12. – С.22-23.
16. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенкомдошкольником. // Избранные психол. труды: В 2 т. – М., 1986. – 326 с.
17. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – С.17-20.
18. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с.
19. Игры-драматизации. // Эмоциона
Педагоги используют диалоги, как прием вовлечения дошкольников в ролевое взаимодействие. Для этого ему необходимо использовать стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответная интонация легко усваивается детьми в процессе игры «Интервью», в которой вопросы и ответы дети задают друг другу по очереди. В игре воспитатель имеет возможность использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В магазине», «В больнице» и др. [19].
Работая над продолжительным действием, педагоги прибегают к текстам народных сказок. Это действенный прием, если над постановкой сказки работа ведется несколько недель. Благодаря такому подходу сказка детьми запоминается легко, не требуя от них специального заучивания те