Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению эколого-химического материала в школе
Введение
Создавшаяся ситуация опасности глобального экологического кризиса заставляет нас все чаще обращать внимание на проблемы взаимодействия природы и общества. Сторонники экологизации образования считают, что только научив человека умению предвидеть и прогнозировать, можно рассчитывать на успешную реализацию комплекса упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации и ее устойчивое развитие.
Сегодня у большинства людей преобладает потребительское отношение к природе. Экологические проблемы не считаются личностно значимыми. Многие люди отождествляют охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов с защитой отдельных природных комплексов, редких видов растений и животных. В то же время, экологическое образование требует глубоких знаний не только в области естественно-научного цикла дисциплин, но и предполагает понимание проблем взаимодействия человека с природой в процессе производственной деятельности человека.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВНИЯ……….…………8
1.1 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса в теории и практике эколого-химического обучения...........................................8
1.2 Состояние и тенденции проблемы развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала……..............18
1.3 Теоретико-методологические основы исследования............................23
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………………..31
2.1 Моделирование методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы........................................................................................................31
2.2 Система эколого-химических понятий в курсе химии средней школы, роль познавательного интереса в процессе ее формирования……...........39
2.3 Методика развития познавательного интереса к эколого-химическим проблемам на уроках и внеклассной работе по химии..............................48
2.4 Экспериментальные исследования влияния познавательного интереса на эффективность эколого–химического образования...………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................72
Список использованной литературы
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 139 с.
Абкин Г.Л. Методика решения задач по химии. Пособие для учителей. М.: “Просвещение”, 1971. - 200 с.
Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
Алексашина И.Ю., Кутепова А.С., Смирнова Т.П., Орещенко Н.И. Экологические аспекты учебно-воспитательной работы учителя химии // Совершенствование преподавания химии в высших и средних учебных заведениях : тезисы докладов девятой Омской научно-методической конференции. - Омск : ОГПИ, 1991. - С.51-53.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.,1993. - 64 с.
Алимов А.А. Социальная экология как межнаучное интегративное направление и интегративный учебный курс. // Экологические проблемы Северо-Западного региона и экологическое образование: Материалы научно-методического семинара. - СПб., 1994. - С. 82-84.
Андерсон Дж. Экология и науки об окружающей среде. Биосфера, экосистемы, человек. Пер. с англ. - Л.,1985, - 311 с.
Андреева Н.Д. Некоторые методологические подходы к экологическому образованию школьников / Сб.: Экологическое образование (материалы международного семинара), - Санкт-Петербург, 1997. - С.33-35.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: МГУ, 1990. -129 с.
Аутлева А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования: Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1992. - 18 с.
Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. Философии. 1973.- №6.- С.99-107.
Афонин А.А. Подготовка будущих у
Методическая система развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы
Методическая система развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы представлена ее теоретической моделью, отражающей целостность и взаимосвязь основных ее компонентов, графическое изображение которой соответствует данному учебному процессу (рис.2.1).
Предложенная методическая система отражает закономерности процесса обучения:
социальную обусловленность;
взаимосвязь воспитания, образования и развития;
определяющую роль деятельности и общения в воспитании и образовании;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.
Она построена на основе трех групп принципов:
1) общедидактические принципы обучения: научности, доступности, гуманизации, наглядности, сознательности, активности и другие;