Сочинение-описание как средство развития речевых и творческих способностей учащихся четвертого класса
ВВЕДЕНИЕ
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текстов, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно – задача учителя.
Согласно программе по учебному предмету «Русский язык» для начальной школы с первого класса учащиеся знакомятся со звуковой системой русского языка, овладевают действиями звукового анализа слова, умением различать гласные и согласны
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА………………………………………………………….9
1.1 Развитие речевых и творческих способностей как условие развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов………………………………….....................................................................9
1.2. Сочинение-описание как средство развития речи и творческих способностей…………………………………..……….........……………………..18
1.3 Методика работы над сочинением………………………………………….22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ………………..28
2.1 Диагностика уровня развития речи и творческих способностей у школьников четвёртых классов…………………………………………..…….28
2.2 Обучение написанию учащихся четвёртого класса сочинений-описаний различных жанров………………………………………………...........................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………...……...60
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азимов Э. Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999.
Алдакаева, Н. Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку в начальной школе / Н. Г. Алдакаева. – М. : Педагогика : научно-теоретический журнал. – 2012. – №6. – С. 10-16.
Алиева, А.В. Особенности развития мотивации детей младшего школьного возраста / А. В. Алиева, А.С. Калачева, Т.Е. Филина // Педагогические науки. – 2016. – № 12. – С. 56-57.
Афонина, Н.Г. Уроки развития речи 1-4 классов : учебное пособие для учителей и студентов педколледжей / Н. Г. Афонина. – М. : Издательский центр Айрис-Пресс, 2011. – 174 с.
Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений на уроках русского языка // Начальная школа. – 2016 – № 12
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для вузов. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; под ред. М.Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с.
Выготский, Л.С. Речь и мышление: учебное пособие для студентов педколледжей / Л. С. Выготский. – М. : Издательский центр АГРАФ, 2012. – 292 с.
Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.–справ. / под ред. А. П. Сковородникова. – М. : Флинта : Наука, 2005. – 479 с.
Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие / И. Р. Гальперин. – М. : Издательский центр АЛЬФА-книга, 2013. – 247 с.
Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 10.10.2
План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.
Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.
Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы.