Изучение влияния самооценки на жизнестойкость подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире люди наиболее подвержены влиянию негативных факторов, обуславливающие возникновение стресса. Такое воздействие может отрицательно сказываться на состояние психологического благополучия: отсутствие способности управлять своими эмоциями или справиться со своими эмоциональными переживаниями; низкая самооценка; беспокойство за настоящую жизнь и будущее и т.д. [6]. Данные обстоятельства предполагают формирование навыков, способствующих результативно управлять стрессом в ситуациях, вызывающих его, в том числе способности поддержания положительного отношения к себе, социуму и миру в целом.
Одной из значимых характеристик личности, противодействующей стресс – реакциям в условиях жизненных сложностей является жизнестойкость. Она определяет меру возможности индивида справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым увеличивая стрессоустойчивость.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ПОДРОСТКОВ8
1.1Проблема самооценки в работах зарубежных и отечественных исследователей8
1.2 Возрастные особенности и специфика формирования самооценки в подростковом возрасте15
1.3 Жизнестойкость как условие психологического благополучия подростка19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ПОДРОСТКОВ27
2.1 Диагностическая программа исследования влияния самооценки на жизнестойкость подростков27
2.2 Описание программы, направленной на повышение самооценки как ресурса жизнестойкости подростка30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ПОДРОСТКОВ42
3.1 Анализ констатирующего этапа эксперимента42
3.2 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента62
3.3 Рекомендации подросткам по формированию адекватной самооценки, их родителям и педагогам80
Заключение86
Список литературы не найден
Целью проведенного нами экспериментального исследования было теоретическое и экспериментальное изучение влияния самооценки на жизнестойкость подростков, разработка и реализация программы направленной на повышение самооценки как ресурса жизнестойкости подростка.
В ходе экспериментальной работы были последовательно решены поставленные задачи.
1. На основе теоретического анализа работ зарубежных и отечественных исследователей изучена проблема самооценки. Под самооценкой понимается совокупность представлений, которые личность имеет о себе, а также оценивание своих собственных качеств, возможностей и достоинств. Она формируется в результате сравнения себя с другими людьми, а также путем оценки соответствия своих личных амбиций и реализации своей деятельности. По мнению отечественных психологов, самооценка является центральным элементом самосознания и важным компонентом личности, который включен в процесс формирования личностного уровня развития. Структура самооценки представляется в виде когнитивного и эмоционального компонента. Самооценка не только определяет образ мыслей и поведения личности, но также выполняет ключевые функции, которые влияют на личностное развитие, деятельность и отношения с другими людьми. Самооценка обладает параметрами: уровень (высокая, средняя, низкая); адекватность (адекватная, заниженная, завышенная).