Формирование наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами геймификации
Введение
Актуальность исследования:Формирование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современных психолого-педагогических исследований. Значимость этих исследований обусловлена необходимостью всестороннего и гармоничного развития дошкольников.
Школьное обучение является закономерным этапом в жизни любого ребенка-дошкольника, успешность которого будет зависеть от готовности дошкольников к усвоению школьных дисциплин. При поступлении в школу у дошкольников должны быть сформированы речь, мышление, память и другие познавательные процессы, что является необходимым условием психического развития ребенка.
Проблема готовности к обучению в школе является особенно актуальной в настоящее время в условиях широкого разнообразия существующих программ обучения и воспитания в детских садах и начальных школах, основная задача которых состоит в том, чтобы передать детям необходимый объем знаний, их количество, а не умение детей думать, перераб
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ГЕЙМИФИКАЦИИ. 8
1.1 Сущностные основы геймификации в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 16
1.3 Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
1.4 Использование средств геймификации в формировании наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития 37
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования влияния средств геймификации на развитие наглядно-образного мышления 47
2.3. Методические рекомендации по формированию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами геймификации 56
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 73
Приложение 2 77
Приложение 3 79
Приложение 4 80
Список литературы
1. Абишева, Ж. М. Геймификация в образовании / Ж. М. Абишева, Б. Ш. Разахова // Компьютерная обработка тюркских языков. TURKLANG 2022 : ТРУДЫ X Международной конференции, Нур-Султан, 16–18 июня 2022 года. – Нур-Султан: ИП «Булатов А.Ж.», 2022. – С. 342-351. – EDN MFQRBF. – Текст: непосредственный.
2. Авдулова, Т. П. Психология игры : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям / Т. П. Авдулова. - 2-е изд. испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2021. - 229, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-05778-8 : 549-00. - Текст : непосредственный.
3. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. – 57-69 с. ISBN 5-8621-0430-X : 57-75. – Текст: непосредственный.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Блинова . - М. : ЭНАС, 2004. - 136 с. - (Коррекционная школа). - Гриф УМО. - ISBN 5-93196-066-Х. – Текст: непосредственный.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Акад. проект [и др.], 2005. - 238, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0522-5 : 78-76. – Текст: непосредственный.
6. Борякова, Н.Ю Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект) : метод. пособие / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М. : Сфера [и др.], 2008. - 78 с. - (Библиотека журнала "Логопед"). - Гриф МО. - ISBN 978-5-89144-774-5 : 42-20. – Текст: непосредственный.
7. Бывшева, М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования / Бывшева Марина Валерьевна ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 22 с. – Текст: непосредственный.
8. Ватина, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / Н.Н. Журавлева; Е.В. Ватина. – Текст электронный // Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. - 68 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/47891.html (дата обращения 12.09.2022).
9. Венгер, Л.А. Психология : учеб. пособие для учащихся педучилищ по специальности 2002 "Дошкольное воспитание" и 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 335 с. - Гриф МО. - ISBN 5-09-000760-8. - Текст: непосредственный.
10. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. Пер. с англ. Кардаш А. Москва. 2015. 107 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1973. - 173, [2] с. - (Библиотека директора школы). – Текст: непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской
Остановимся подробнее на изучении наглядно-образного мышления.
Г. А. Урунтаева дает следующее определение наглядно-образному мышлению: «вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы» [41].
По мнению Р. С. Немова: «наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который не может осуществляться без непосредственного восприятия окружающего мира» [32].
М. И. Еникеев считает: «наглядно-образное мышление – это вид мышления, который связан с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений» [16].
Исходя из представленных определений различных авторов, можно дать определение наглядно-образному мышлению – это вид мышления, который характеризуется опорой на представления и образы, без практических действий с ними.
Наглядно-образное мышление является одним из трех видов мышления, оно связано с представлением ситуации и изменения в ней. Благодаря данному виду мышления, человек способен выделить ряд отличит