Формирование структурных составляющих профессиональных компетенций у будущих специалистов машиностроительного профиля при изучении общепрофессиональных дисциплин в техникуме (на примере дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация»)
Введение
На современном этапе научно-технологического развития РФ большое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей производства, в том числе и для машиностроительных производств. При этом ключевое значение для подготовки рабочих кадров и руководителей среднего звена для машиностроительных производств имеют образовательные организации системы СПО, которые реализуют соответствующие программы подготовки.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что при реализации программ подготовки специалистов в системе СПО очень важно сформировать у обучающихся устойчивые знания, умения и навыки при изучении профессиональных дисциплин, и как следствие повысить конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общепрофессиональные дисциплины, которые являются составной частью учебных планов программ подготовки специалистов по машиностроительным направлениям и профилям подготовки
Оглавление
Перечень сокращений и используемых обозначений…………………………..1
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Нормативно-методологические основы системы среднего профессионального образования...........................................................................5
1.1 Краткая характеристики и анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность системы среднего профессионального образования…………………………......................................................................5
1.1.1 Нормативные документы федерального уровня………………………….5
1.1.2 Нормативные документы регионального и муниципального уровней….7
1.1.3 Нормативные документы образовательной организации….…………….7
1.2 Краткая характеристика и анализ профессиональных компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин……….………………………10
1.2.1 Специфика общепрофессиональных дисциплин при реализации программы подготовки специалистов машиностроительного профиля…………………………………………………………………………13
1.2.2 Характеристика и анализ профессиональных компетенций, формируемых при изучении общепрофессиональных дисциплин………….14
1.2.3 Анализ структурных составляющих профессиональных компетенций и условий их формирования в структуре подготовки специалистов машиностроительного профиля…….…………………………………………15
1.3 Основные особенности формирования структурных составляющих профессиональных компетенций в зависимости от формы организации занятий…………………………………………………………………………...17
1.3.1 Лекционные занятия………………………………………………………17
1.3.2 Лабораторно-практические занятия………………………………….…..18
1.3.3 Тестирование и итоговый контроль………………………………...……19
Вывод по первой главе…………………………………………………………20
Глава 2 Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» с целью формирования структурных составляющих профессиональных компетенций
2.1 Характеристика образовательной организации и место дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» в структуре профиля подготовки…..…………………………………………………………………..22
2.1.1 Общая характеристика и структура КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»……………………….……………………………………………22
2.1.2 Общая характеристика и место дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» в структуре профиля подготовки …………25
2.1.3 Характеристика материально-технического обеспечения проведения занятий по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» …...27
2.2 Рабочая программа и КТП по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» ………………………………………………………………….28
2.2.1 Содержание, методы проведения лекционных занятий……………..…28
2.2.2 Содержание, методы проведения лабораторно-практических занятий…………………………………………………………………..………31
2.2.3 Содержание, методы проведения тестирования ………………………..37
2.3 Дидактические материалы для оценки структурных составляющих профессиональных компетенций………………………………………………40
2.3.1 Тесты для оценки теоретических знаний…………………………….….40
2.3.2 Материалы для оценки практических навыков…………………………42
2.3.3 Материалы для оценки умений………………………….……………….43
Вывод по второй главе…………………………………………………………44
Заключение……………………………………………………………………...46
Библиографический список……………………………………………………48
Приложения ……………………………………………………………………..53
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования // Право URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102037100&page=1&rdk=1 (дата обращения: 11.05.2023).
2. Ильязова, М.Д., Компетентность как потенциальная активность личности // Вестник АГТУ. – 2017 г. - 2310-9319 -1305. 4с.
3. Формирование компетенций обучающихся СПО // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bpgt-edu.ucoz.ru/OPOP/opop_tm_13.pdf
4. Афанасьева Е. Г, Формирование компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности / Е. Г Афанасьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 15-06-10308. – С. 40-42.
5. Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smtkms.ru/
6. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
7. Кузнецов, В.В. Методика профессионального обучения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2016. – 361 c.
8. Приказ Минпросвещения России "Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 15.02.16 Технология машиностроения" от 14.06.2022 № 444 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 07.07.2022 г. - № 69122. - Ст. пункт 2 с изм. и допол. в ред. от 13.07.2021.
9. Профессиональные компетенции // Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/professionalnye-kompetencii.html
10. Суворова А.А., Приоритеты развития среднего профессионального образования в России / А.А. Суворова // Российский научный журнал. – 2019. – №5. – С. 210.
11. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2019. –– 10с.
12. Куфтерина Т.Р., Методика применения активных методов обучения в профессиональном обучении [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id2986/Metodika-primenenija aktivnyh-metodov- obuchenija-v-professionalnom-obuchenii (дата обращения: 24.03.2023)
13. Кагосян А.С., Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования / А.С. Кагосян // Гуманизация образования. – 2013. - №2. – С.4-5.
14. Ткаченко, Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2019 г. – 2311-1305. 27-29 с.
15. Куфтерина Т.Р., Методика применения
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный учащимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность студентов организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии).
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 часа.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка всего 48 часов, в том числе:
практические занятия 10 часов
контрольные занятия 2 часа
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
выполнение домашних заданий составление отчетов по практическим работам и подготовка к их з