Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков младших школьников

Цель исследования – раскрыть теоретические подходы и практические аспекты проблемы организации групповой работы на уроках русского языка с целью формирования орфографических навыков младших школьников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
176 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Модернизация в образовании, преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения, новые идеи, реформы изменили подходы к образовательному процессу. Введение в действие Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения внесло существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений [3, c. 7]. 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение качественного начального общего образования. ФГОС НОО говорит о необходимости формирования у младших школьников «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [55].
Несмотря на разработанность теории и методики обучения письму, освоение грамотного письма остается сложным для обучающихся, и в области обучения орфографии и пунктуации в школе, в том числе и в начальной, не всегда обеспечивается достижение высоких результатов. Положение дел осложняется тем, что современные школьники практически лишены положительного воздействия чтения грамотно написанных текстов, так как значительная доля читаемого ими - это сообщения и комментарии в сети Интернет, в которых не только игнорируются правила орфографии и пунктуации, но и зачастую используются специальные знаки и сокращения [3, c. 12]. 

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков посредством групповой работы младших школьников на уроках русского языка................................................................................. 11

1.1. Понятие об орфографическом навыке в методической литературе 11

1.2. Особенности формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка................................ 16

1.3. Групповая работа как средство формирования орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка...................... 22

1.4. Методика формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка посредством групповой работы…………………………………………………………………........ 27

Краткие выводы по первой главе.............................................................. 33

Глава II. Содержание работы по формированию орфографических навыков посредством групповой работы на уроках русского языка...... 35

2.1. Характеристика групп испытуемых. Констатирующий этап исследования................................................................................................. 35

2.2. Организация групповой работы на уроках русского языка как средство формирования орфографических навыков младших школьников................................................................................................... 43

2.3. Заключительный этап исследования................................................... 54

Заключение................................................................................................... 59

Список использованной литературы......................................................... 61

Приложения................................................................................................. 66

Список использованной литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 568 с.
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. - Ростов-на Дону: Феникс, 2012. - 320 с.
Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 2019. - 213 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: научное издание - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
Баев Л.Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах. - М.: «ИДР», 2019. - 233 с.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.: Владос, 2013. - 215 с.
Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. - М: Просвещение, 2012. - 368 с.
Белбин Р. М. «Командные роли»: классификация ролей в группе // URL: http://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbma-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe
Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 2013. - 575 с.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966.
Борытко Н. М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов. - Волгоград, 2016. - 72 с.
Бухалко Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе // Начальная школа плюс и До и После. - 2016. - № 4. - С. 11-15.
Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. - 214 с.
Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. - Оренбург, 2019. - 172 c.
Волошина В. П. Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться // URL: http://festival.1september.ru/articles/414455/
Гишкевич Л.А. Русский язык. 3 класс: урок – соревнование: Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова // Начальная школа Казахстана. - 2014. - №4. - С.42-49.
Голев Н.Д. Русская орфогра

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности младших школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Ученик должен не только овладеть знаниями, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Важную роль в этом играет организация групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Многие известные в настоящее время инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы малых групп.