Роль эффективного обучения чтению аутентичной английской литературы в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы

Цель исследования – изучение и выявление эффективности использования аутентичной английской литературы в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
3143 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2960 руб.
3700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время, современная геоэкономическая и геокультурная ситуации вынуждают человека сосуществовать в общем жизненном мире, что означает быть способным строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, умение наводить гуманитарные межкультурные мосты между представителями различных конфессий, культур и стран.
Формирование коммуникативной компетенции является актуальной проблемой современной лингводидактики [10, с. 50]. Коммуникативная компетенция предполагает умение работать с информацией, активно её воспринимать и продуктивно с целью обмена в дальнейшем с коммуникантом. По мнению М.Н. Вятютнева, коммуникативная компетенция — это выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения, умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у обучающихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации [13, с.39]. 
Цель обучения иностранному языку – развитие иноязычной коммуникативной компетенции. А.Н. Щукин определяет иноязычную коммуникативную компетенцию как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности [30, c.19]. 
Существуют известные средства обучения иностранному языку, изложенные в методике преподавания: основные и вспомогательные, технические и нетехнические [37, c.34]. Все данные средства являются помощью в процессе изучения языка или обучения иностранному языку. К дополнительным средствам обучения английскому языку, можно отнести различные учебные пособия, в которых представлены англоязычные тексты. Они позволяют обучающемуся глубже познать культуру и развитие языка, его специфику.

 

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Проблемы исследования формирования коммуникативной компетенции у школьников…………………………………………………..7
1.1. Коммуникативная компетенция и её особенности……………………….7
1.2. Специфика обучения чтению аутентичной английской литературы….19
1.3. Способы применения аутентичной английской литературы в процессе обучения английскому языку………………………………………………….32
Выводы по главе I………………………………………………………………39
Глава II. Обучение чтению на уроке английского языка. Особенности влияния аутентичной английской литературы на формирование коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……………………………………………………………………………41
2.1. Особенности обучению чтению на уроке английского языка………….41
2.2. Анализ эффективности английской аутентичной литературы в формировании коммуникативной компетенции у школьников……………..49
2.3. Выявление уровня использования аутентичных английских текстов учителями; определение их пользы в формировании коммуникативной компетенции……………………………………………………………………..56
2.4. Методические рекомендации по использованию аутентичной английской литературы на уроке английского языка………………………………………63
Выводы по главе II………………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы…………………………………………..76
Приложение……………………………………………………………………..85

 

Список использованной литературы
1. Борцова, Е.С. История понятия «коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении//Е.С. Борцова//Коммуникации и медиабизнес. – УДК 316.773.4 – 447 - 458 с.
 2. Белова, Е.Е. Современный подход к обучению чтению на английском языке / Е.Е. Белова. – Текст: электронный  // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – 83 с. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-obucheniyu-chteniyu-na-angliyskom-yazyke (дата обращения:30.10.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru.
3. Вейзе, А.А. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранным языкам: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения: автореферат диссертации  на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Вейзе Аполлон Анатольевич; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – Москва, 1993.  – 435 с.
4. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодёжной прессы в старших классах школ с углубленного изучения иностранного языка / Г.И. Воронина. – Текст: // Иностранные языки в школе. – 1999. - №2. - 23-25 с.
5. Гончарова, Н.А. Национально-маркированные модели англоязычного текста и иноязычное образование /  Н.А. Гончарова. – Текст: электронный Научная статья, Мичуринский аграрный университет. – 2014 . - №4 -  88-93 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-markirovannye-modeli-angloyazychnogo-teksta-i-inoyazychnoe-obrazovanie (дата обращения: 15.10.2021) 
6. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2015. – 363 с.
7. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – Текст: Иностранные языки в школе. – 2004. № 1. –3-8 с.
8. Горбачёва, С.С. Факторы формирования коммуникативной компетентности у магистрантов направления / С.С. Горбачёва. – Текст: электронный // Известия ВГПУ. – 2019. - №2 (283) . – 68 с. – URL:  https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1635694523&tld=ru&name=Izv%20VGPU
(дата обращения: 06.04.2020) 
9. Дорохов, Р.С. Роль, содержание и специфика обучению чтению на занятиях по английскому языку / Р.С. Дорохов. – Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Науки об образовании». – 2018. - № 4 (48). – с.233-241. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-soderzhanie-i-spetsifika-obucheniya-chteniyu-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 15.04.2020)
10. Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г.В. Колшанский . – Текст: электронный // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 1.  – 13-16 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11745676 (Дата обращения: 23.10.2021 
11. Коренев, А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе / А.А. Коренев. - Текст: электронный // Иностранные языки в школе. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2019. - №3. – 16-28 с. – URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8410/uid30609_report.pdf (Дата обращения: 20.09.2021) 
12. Керер, К.А. Коммуникативная специфика производственного дискурса /  К.А. Керер . – Текст: электронный // Вестник ВГУ. – 2018. - №2. – 131 с. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-spetsifika-proizvodstvennogo-diskursa-na-materiale-kinofilma-praktika (Дата обращения: 20.09.2021)
13. Казакова, М.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку / М.А. Казакова. – Текст: электронный // Образование, Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. -  № 4 - 58 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnye-tekstovye-materialy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Дата обращения: 31.10.2021)
14. Кричевская,  К.С. Прагматические материалы, знакомящие с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // ИЯШ. – 1996. №1, с. 13-17
15. Кретова,  Л.Н. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку / Л.Н. Кретова. – Текст: электронный //  
Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. -    №5. -  38-35 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.10.2021)
16. Кондратьева, М.С., Шустова И.Н. Англоязычный текст в обучении успешной коммуникации учащихся/ М.С. Кондратьева, И.Н. Шустова // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных / Воронежский государственный педагогический университет. – Воронеж, 2020. – с.396
17. Кондратьева М.С., Шустова И.Н. Формирование коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы с помощью чтения аутентичной английской литературы / М.С. Кондратьева, И.Н. Шустова // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных / Воронежский государственный педагогический университет. – Воронеж, 2021. – с. 169-175
18. Литвинов, Д.С. Роль аутентичных материалов в формировании социокультурной компетенции учащихся, изучающих английский язык / Д.С. Литвинов. Текст: электронный // Вестник науки и образования. – 2019. №14 (68). – 49 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-autentichnyh-materialov-v-formirovanii-sotsiokulturnoy-kompetentsii-uchaschihsya-izuchayuschih-angliyskiy-yazyk (дата обращения: 14.10.2021)
19. Мамонова, Н.В. Англоязычные заимствования в современных городских текстах / Н.В. Мамонова. Текст: электронный // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2019. №3. – 25-32 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angloyazychnye-zaimstvovaniya-v-sovremennyh-gorodskih-tekstah-na-primere-g-chelyabinska (дата обращения: 09.09.2021)
20. Мильруд,  Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранного языка / Р.П. Мильдруд, И.Р. Максимова. Текст // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. 14-19 с.
21. Рекламная коммуникация: монография / Е.В. Медведева – Москва: Изд. 2-е, испр.: УРСС, 2004 – с.277 - ISBN 5-354-00786-0 (в обл.) 
22. Маслыко, Е.А., Бабицкая П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справ. Пособие / Е.А. Маслыко и др. – 4 изд., стер. – Минск: Высш. школа., 1998. – 522 с.
23. Молчанова,  Л.В. Коммуникативный опыт как основа успешного изучения нескольких иностранных языков: методические предпосылки мультилигвального образования в контексте межкультурной коммуникации / Л.В. Молчанова. – Текст: электронный // Иностранные языки в высшей школе. – 2010. №2. – 52-57 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-kontseptsii-multilingvalnogo-obucheniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 12.10.2021)
24. Макарова, Е.Н. Коммуникативная цель высказывания и способы её выражения в иноязычной речь. – Текст: электронный // Вестник ВГУ. – 2017 . -   №4.- 124 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-tsel-vyskazyvaniya-i-sposoby-ee-vyrazheniya-v-inoyazychnoy-rechi (дата обращения: 12.09.2021) 
25. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие / Т.Н. Персикова – Москва: Логос, 2008. – 224 с. ISBN 5-94010-186-0 (в пер.). – Текст непосредственный.
26. Новый словарь иностранных слов: [более 4500 слов] / [авт.-сост. М. Ситникова]. - Изд. 4-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 299, [1] с.; 21 см. - (Серия "Словари").; ISBN 978-5-222-17269-8 
27. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
28. Носонович, Е.В. Мильруд, Г.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильдруд. – Текст: электронный //  Иностранные языки в школе. – 2008. - № 2. - 10 - 14 с. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnost-yazykovogo-materiala-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-dlya-spetsialnyh (Дата обращения: 12.09.2021)
29. Пассов, Е.И., Кузовлев, В.П., Коростелев, В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества, общая методика обучения иностранному языку / Е.И. Пассов, В. П. Кузовлев, В.С. Корослелёв // Методика. - 1991. -  178 с. 
30. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е.И. Пассов. 2-е издание - М.: Изд-во Просвещение, 2004. – 214 с.
31. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010 — 568 с.
32. Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности./Е.И. Пассов – М.: Изд-во Просвещение, 2003. – 96 с.
33. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика. / Е.И. Пассов – М.: Изд-во АРКТИ, 2005. – 28 с.
34. Потапова, Е.Н. Цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ / Е.Н. Потапова. – Текст: электронный // Вестник Тамбовского университета. – 2017. №1 (165). – 31 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-ramkah-korporativnyh-uchebnyh-programm-1 (дата обращения: 10.09.2021)
35. Первухина, С.В. Адаптированный художественный текст: способы повышения понятности / С.В. Первухина. – Текст: электронный //  Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. №25 (240). – С. 130–134 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptirovannyy-hudozhestvennyy-tekst-sposoby-povysheniya-ponyatnosti (дата обращения: 12.08.2021)
  (дата обращения: 08.08.2021)
36. Солганик,  Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик. – Текст: электронный // Журналистика, Вестник московского университета. – 2005. №2. - 7-15 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiy-tekst-i-mediatekst (Дата обращения: 23.09.2021)
 37. Скалкин, В.Л., Яковленко, О.И. Что значит иностранный язык как предмет обучения и знания // В.Л. Скалкин, О.И. Яковленко. – Текст: иностранные языки в школе . - 1944. - №1. – 10 с.
38. Саланович, Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания / Н.А. Саланович. – Текст: электронный // Иностранные языки в школе. –1999. № 1 – с. 18-21. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-autentichnyh-tekstov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 12.09.2021)
 39. Соловова, Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников//Е.Н. Соловова//Языкознание. Научный журнал ИЯШ. – 2007 [Электронный ресурс]. URL:  http://naukarus.com/metodika-otbora-i-raboty-s-tekstami-dlya-chtenia-na. ( Дата обращения: 21.03.2020)
40. Сомова, Н.В. Адаптация зарубежных курсов английского языка в контексте диалога культур: специальность 13.00.02  «Теория и методика обучения и воспитания: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Вопросы адаптации зарубежных учебников для преподавания иностранных языков: материалы межвузовской конференции. – Дипломатическая академия МИД РФ, 2007. -  68-74 с.
41. Стадников, М.Г. Психология этноцентризма / М.Г. Стадников. – Текст: электронный//Психология. Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. №6. – 55-66 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-etnotsentrizma-1 (Дата обращения: 13.09.2021)
42. Сахарова, Н.С. Категории «компететность» и «компетенция» в современной образовательной образовательной парадигме / Н.С. Сахарова . -   Текст: электронный // Вестник ОГУ. – 1999. - №3. – с. 14-28 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-kompetentnost-i-kompetentsiya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme (Дата обращения: 11.09.2021)
43. Томашук, Н.В. Роль аутентичных материалов в обучении иностранному языку / Н.В. Томашук. – Текст: электронный //  Педагогические науки, Евразийский научный журнал. – 2016. №10.  -  с.41 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-autentichnyh-materialov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 18.04.2021)
44. Тумакова Е.В., Драчёва С.О. Аутентичный текст на занятиях по русскому как иностранному/ Е.В. Тумакова, С.О. Драчёва – Текст: электронный // Вестник Томского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. - 2016 №1 (2). - С.228-238. – URL:  https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1635602119&tld=ru&lang=ru&name=228_pdf&text=Аутентичность%20текста%20и%20работа%  (дата обращения:30.10.2021)
45. Ульянова М.Ю. Аутентичный текст и его представление в современных учебниках английского языка / М.Ю. Ульянова. – Текст: электронный//научная статья, Уральский государственный педагогический университет. – 2018. - №20. - с.214. – URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36845466 (дата обращения: 20.09.2021)
46. Фоломкина, С.К. Некоторые вопросы обучению чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. – Текст: электронный // ИЯШ в высшей школе. – 1971. - №6. – 175 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39951045 (дата обращения: 07.10.2021)
47. Филонова, Ю.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся: принципы планирования системы уроков в основной школе   / Ю.А. Филонова. Текст: электронный // Теория и методика обучения и воспитания, Ярославский педагогический вестник.  – 2015. - №1 (2) – 30 c.  – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-printsipy-planirovaniya-sistemy-urokov-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 23.08.2021)
48. Хурматуллин, А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике / А.К. Хурматуллин. Текст: электронный // Учённые записки казанского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2009. - №6 (151). - 31-37 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13017231 (дата обращения: 20.08.2021)
49. Щеглова, Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранного языка / Н.В. Щеглова. – Текст: электронный // журнал Historical and social-educational ideas//Историческая и социально-образовательная мысль. -  2011.  - №4 (9).  - 105-107 с. – URL: 
https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:neicon:hist-edu:y:2011:i:4:p:105-107 (дата обращения: 13.09.2020)
50. Юзефович, Н.Г. Типология письменных текстов англоязычного межкультурного общения / Н.Г. Юзефович // Вестник Воронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. - №1. – 200-206 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pismennyh-tekstov-angloyazychnogo-mezhkulturnogo-obscheniya (дата обращения: 10.09.2021)
51. Юхменко, Л.В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении второму иностранному языку в неязыковой вузе / Л.В. Юхменко // Вектор науки ТГУ. – 2010. №4 (14) - с.296. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 12.09.2021).
52. Hofmann, H. Zur Integration von literarischen Texten in einem 
Kommunikativen Sprachunterricht. In: Authentische Texte im DU / H. Hofmann. 
Mьnchen: Hueber Verlag. 1985. PP. 200.  53. Martinez, A. Authentic Materials: An Overview [online]. Mexico City: 
2002. Available at <www3.telus.net/linguisticsissues/authenticmaterials.html>  54. Morrow, K. Authentic Texts in ESP. In S. Holden (Ed.), English for spe-
cific purposes. London: Modern English Publications. 1977. P.13 
55.  Nunan, D. Designing tasks for the communicative classroom. Cam-
bridge: Cambridge University Press. 1989/2000. P. 54 

 

В современном образовательном процессе самой главной целью является самостоятельность обучающихся в приобретении новых знаний, умение работать с новой информацией, а значит умением научиться учиться. Следуя данному факту, современное образование направленно на развитие целостной личности обучающегося. Обучающемуся следует не только получить знания, а научиться добывать дополнительную информацию к материалу самостоятельно, научиться с ней работать и уметь правильно применить на практике. На пути по достижению главной цели учащимся необходимо овладеть читательской компетентности. Педагогическая практика показывает, что у учащихся, овладевающих навыком беглого чтения, значительно повышается успеваемость по разным предметам. Приобретение навыка вдумчивого чтения активизирует различительные мыслительные процессы обучающегося: развивает воображение, помогает научиться работать со своими внутренними образами, устанавливает соотношение между личностью, окружающим миром и текстом, развивается устная и письменная речь, тренируется память. Все сказанное выше, способствует совершенствованию учебного процесса на различных этапах обучения и на любом уроке. Владение навыками смыслового чтения позволяет эффективно работать с разносторонней информацией при решении личных и социальных проблем.