Синтез хореографии и художественной литературы и развитии образного мышления в любительском хореографическом коллективе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В системе дополнительного образования хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное физическое развитие.
Образное мышление - это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением.
По мнению Л.С. Выготского, В. П. Зинченко, А. А. Мелика-Пашаева роль художественно-образного мышления глобальна и его следует рассматривать как основу творческого развития личности.
Как и все виды искусств, искусство танца постоянно развивается, обновляясь все более сложными формами. Художественная целостность, свойственная лучшим хореографическим произведениям, основана на принципе синтеза искусств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ……………………………………………1
Философские, культурологические и психолого-педагогические аспекты феномена «образное мышление»…………………………………
Возможности хореографии и художественной литературы в создании художественных образов………………………………………..
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА………………………………..
2.1 Специфика развития образного мышления у участников любительского хореографического коллектива средствами синтеза литературы и хореографии…….
2.2 Раскрытие образа в процессе постановочной работы в любительском хореографическом коллективе (на примере номера "Григорий")………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аристотель. Поэтика/Пер. М. М. Позднева. СПб.: Амфора, 2008. 320 с.
Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. / ред. В. Ф. Асмус. Москва: Мысль, 1976. 550 с.
Бурновиль, А.С. Моя театральная жизнь / А.С. Бурновиль. – М.: Искусство, 1999. – 232 с
Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с.
Заикин Н. И. Областные особенности русского народного танца: учеб. пособие. – Орел: Орлов. гос. ин-тискусств и культуры. – 1999. – Ч. 1. – 452 с.
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.:Искусство, 1983.
Захаров, Р.В. Слово о танце / Р.В. Захаров – М.: Искусство, 1999. 254 с.
Иванова Л. В., Пудеева Е. А. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56088.htm.
Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Свойкина Л. Ф. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, развитие как фактор особого внимания современного балетного искусства // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. №6 (203).
Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход / Е.Ф. Командышко. Монография. - М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. - 292 с.
Мастерство хореографа: методические рекомендации / составитель И. Н. Кудинова. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2021. — 49 с.
Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учеб. пособие / А. В. Мелехов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. — 128 с.
Методика работы с детским творческим коллективом в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / С. П. Клеменчук, А. А. Марьина, Т. А. Пересечная, Л. Н. Сляднева. — Ставрополь: СГПИ, 2022 — Часть 1: Хореография — 2022.
Новерр, Ж. Ж. Письма о танце / Ж. Ж. Н
Выбор их определяется идейно-эстетическими задачами. Сущность образа заключается в выражении предельно насыщенной эмоционально-психологической наполненности каждого сценического движения, рисунка, позы. Образы бывают: героические, лирические, комедийные, гротесковые, драматические, трагические
Видимая, внешняя сторона хореографической драматургии – это танцы, их язык, техническое исполнительство, яркость образов, динамика действия. Это – музыкальное и сценическое оформление, костюмы, фабула. Фабула в хореографической драматургии рождается из танцевальной режиссуры, включающей в себя идею, танцевальный текст, подтекст, живые и неживые образные структуры, энергетику творчества, отношение автора к сочинению и героям и др.
Литература помогала балету понять, как воссоздать «жизнь человеческого духа», учила его реализму художественного образа. Драматический театр напомнил балету о таких важных понятиях, как «зерно роли»