Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся посредством развития деловой речи в школьном лингвистическом образовании
ВВЕДЕНИЕ
В контексте модернизации образования, которое должно соответствовать требованиям современного общества, увеличивается значимость специалиста, владеющего определенными компетенциями, в числе которых одной из важнейших является коммуникативная.
Коммуникативные технологии являются фактором, который во многом обуславливает развитие современного общества, отличающегося такими характеристиками как динамичность, полифункциональность и диалогичность. Следовательно, такое общество требует человека столь же динамичного и гибкого, способного к быстрому освоению инноваций, к переменам в своих формах деятельности [3, с.5].
Изменение социума диктует необходимость нововведений и в сфере образования. Регулярно усовершенствующийся государственный образовательный стандарт КР стимулирует осмысление и поиск новых педагогических технологий и условий их реализации для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..… 3
Глава I. Формирование языковой и коммуникативной компетенции
на уроках русского языка……………………………………………………. 11
1.1. Что такое компетентность, компетентностный подход?..........................11
1.2. Пути реализации языковой и речевой компетенции……………………. 21
1.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………………………24
Глава ІІ. Лингвистические аспекты изучения официально-делового
стиля языка…………………………………………………………………….. 42
2.1. Стилеобразующие факторы официально-делового стиля………………42
2.2. Подстили и жанры официально-делового стиля……………………….. 44
2.3. Языковые особенности официально-делового стиля………………….. 47
2.4 Этика делового общения …………………………………………………. 69
Глава III. Особенности профессиональной деловой коммуникации……… 82
3.1. Функции и задачи делового общения …………………………………. 82
3.2. Требования, предъявляемые к современному специалисту ……….. 84
Заключение……………………………………………………………………. 97
Приложение…………………………………………………………………… 101
Библиографический список………………………………………………….. 139
определение условий формирования языковой и коммуникативной компетентности на уроках русского языка и представление системы работы для формирования коммуникативных деловых навыков речи у школьников на рамках уроков русского языка. БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. –М.:Просвещение, 1968
2. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства.- Казань, 1993.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.:1966.
4. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку(сост.) –М., 1079.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М.:Прогресс, 1986.
6. Бодалев А.А. Личность и общение.-М.: Изд-во Международной пед. Академии, 1994.
7. Васильева А.Н. Основы культуры речи. –М.: Русский язык, 1990.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. –Р-н/дону: Феникс, 1995.
9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. –М., 1990.
10. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтасиса. – М., 1982.
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Флинта-Наука,1999.
12. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. –М.: Роспедагенство, 1995.
13. Карнеги Дейл. Как завоёвывать друзей. –Минск: Беларусь,1994.
14. Колшанский Г.В. Коммуникативная функиця и структура языка. –М., 1984.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
16. Костомаров В.Г., Леонтьева А.А. Некоторые теоретические вопрсы культуры речи. // Начальная школа. -1966. - №5.
17. Кохтев Н.Н. Риторика: учебное пособие. М.: Прсвещение, 1996.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи уч-ся. –М.,1975.
19. Леонтьев А.А. Психология общения. –Тарту, 1974.
20. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. -М.,1974.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
23. Львов М.Р. Тенденция развития речи уч-ся.-М.,1978.
24. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. –М.: Знание, 1990.
25. Михайличенко Н.А. Риторика: учебное поосбие. –М.: Новая школа, 1994.
26. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учебное пособие. –М.: Просвещение, 1996.
27. Муратова К.В. Структура коммуникативного акта с точки зрения риторики./ Реализация системы языка в речи. –М.,1986.
28. Муратова К.В. Логическая концепция М.В.Ломоносова и основы риторического обучения. // Коммуникация и логико- грамматический анализ языка: сб. науч. Трудов. –М., 1987.
29. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. –М.: Педагогическое общество России, 2001.
30. Петрякова А.Г. Культура речи: практикум. –М.: Флинта, 1997.
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – Гос. Изд.,1932.
32. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Постов н/Д: Феникс, 2004.
33. Предмет риторики и проблемы его преподавания. –М.: Добросвет,1998.
34. Психологическое консультирование в школе: (Психология о человеке и его развитии. Хрестоматия для учителя и школьного психолога). (Автор-составитель Коптева Н.В.) Вып.I. –Пермь, ЗУУНЦ,1994.
35. Рождественский Ю.В. Риторика: (или как избежать ошибок при общении). –Грозный: Книга., 1992.
Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.
Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте