Новаторские методы преподавания литературы Е. Н. Ильина в школе
ВВЕДЕНИЕ
Умножать, а не только уважать человека в человеке
Е.Н. Ильин
Актуальность проблемы исследования. «Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка», - так определяет состояние проблемы учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 538 г. Санкт-Петербурга Жукова О.А. в своей статье «проблемы детского чтения» [7].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………….……………………….. 3
Глава 1. Как педагоги-новаторы 30 лет назад навсегда изменили
советское образование……………………………………………………… 6
Глава 2. Актуальность педагогического наследия Е.Н. Ильина
на современном этапе развития образования……………………………….. 13
2.1. Жизненный и творческий путь Е.Н. Ильина….………………………….13
2.2. Педагогическая концепция Е.Н. Ильина…………………………………19
2.3. Система преподавания литературы Е.Н. Ильина……………………….. 24
2.4. Значение идей Е.Н.Ильина в условиях современного образования ……32
2.5. Три педагогических правила от Евгения Ильина……………………. 37
2.6. Система обучения Е.Н. Ильина …………………………………………..40
Глава 3. Урок литературы как искусство. Методы преподавания
Е. Н. Ильина ……………………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 65
Библиография…………………………………………………………………… 67
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Иванихин, В. В. Почему у Ильина читают все? [Текст]/В. В. Иванихин. - Москва: Просвещение, 1990.
2. Ильин, Е. Н. Герой нашего урока [Текст]/Е.Н. Ильин. - Москва: Педагогика, 1991.
3. Ильин, Е. Н. Искусство общения [Текст]/Е.Н. Ильин. - Минск: Педагогика, 1982.
4. Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст]/Е.Н. Ильин. - Москва: Просвещение, 1988.
5. Ильин, Е.Н. Рождение урока [Текст]/ Е.Н. Ильин. - Москва, 1986.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998.
7. Жукова О.А. Проблемы детского чтения [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://nsportal.ru/zhukova-olga-alexandrovna (дата обращения: 10.02.2016) .
8. Новаторство как явление в отечественной дидактике конца XX века [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://www.studfiles.ru/preview/2490999/.
9. Педагогика Е.Н.Ильина [Электронный ресурс]// [Текст]. -http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 (дата обращения: 03.02.2016) .
10. Педагогика [Электронный ресурс]// [Текст]. - Ильин Евгений Николаевич. - 16 июля 2008. - http://paidagogos.com/?p=119#&hcq=721OnGp (дата обращения: 03.02.2016) .
11. Педагогическая система Е.Н. Ильина [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://www.studfiles.ru/preview/2230699/ (дата обращения: 17.03.2016).
12. Презентация [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://www.myshared.ru/slide/906976/ (дата обращения: 24.02.2016) .
13. Российский образовательный портал //Коллекция: история образования [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12948 (дата обращения: 23.03.2016) .
14. Сайт педагога - исследователя [Электронный ресурс] Система преподавания литературы Е.Н. Ильина/ [Текст], - http://si-sv.com/publ/16-1-0-230 (дата обращения: 10.04.2016) .
15. Симон Соловейчик/Cловесник Ильин [Электронный ресурс]// [Текст]//Комсомольская правда. - 14 апреля 1977. -http://studopedia.ru/12_26138_slovesnik-ilin.html (дата обращения: 09.03.2016) .
16. Ткачева, Е.Д. Использование системы Е.Н. Ильина как современной педагогической технологии на уроках литературы [Электронный ресурс]// [Текст]. – http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/16/ispolzovanie-sistemy-e-n-ilina-kak-sovremennoy (дата обращения: 11.05.2016) .
И что же получается? Личность, сформированная на уроках литературы в соответствии с принципами Ильина, покидает стены класса и оказывается в реальной жизни.
Где отец выпивает, дворовая шпана вымогает деньги, и вообще очень много всяческой несправедливости, способной разрушить все эти эфемерные книжные идеалы.
Ничего подобного. Ильин ни в коей мере не оторванный от жизни идеалист. Для предотвращения такой трагедии он ввел понятие «двух программ». Одна — та, которая работает в школе, на уроках. И другая — которую предлагает окружающий мир, на сей момент весьма далекий от совершенства. И первая программа никогда не идет в отрыве от второй. Школьники пишут сочинения о своих родственниках и приятелях, беседуют друг с другом и с учителем, что называется, «по душам», вместе пытаются связать эти программы.
И в итоге из школы выходит человек, обладающий благородными и гуманистическими нравственными ориентирами, но при этом умеющий противостоять не всегда дружественному окружению.
При всем при том педагог понимает, что идеала все равно нельзя добиться: «Приобщить школьника к высокой духовной культуре, конечно, заманчиво. Чтобы, как Надя Рушева, знал он греческую мифологию, Шекспира, Булгакова… Живопись и музыку. Скульптуру, архитектуру. Словом, многое, а для 17 лет — почти все. Но тогда по утрам пусть кто-нибудь зашнуровывает ему ботинки, потому что резкие утренние движения при такой загруженности головы чреваты бедой»