Роль наглядности в формировании грамматических понятий имен существительных и прилагательных в процессе преподавания русского языка
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающего обучения формирование познавательной активности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс, по этой причине, одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности и своей мыслительной деятельности, является использование наглядности обобщающей, систематизирующей полученные знания.
Как показывает анализ исследований Занкова Л.В., Власенкова А.И., Щукиной Г.И., Дашко Л.И. широкое распространение в процессе обучения получила лишь одна форма наглядности - внешняя, перцептивная, основанная на процессах непосредственного чувственного отражения действительности (ощущении и восприятии).
Наглядно-действенное и образное познание доминирует на начальных этапах развития ребёнка. Следовательно, наглядность также выступает доминирующим фактором развития всех познавательных процессов. В связи с этим проблема исследования различных форм и видов наглядности актуальна.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………….…………………………. 3
1. Теоретические основы изучения грамматических понятий учащимися начальных классов …………………………………………………………….. 12
1.1 Психолого-педагогические исследования усвоения грамматических понятий………………………………………………………………………….. 12
1.2 Наглядность как средство усвоения грамматических понятий…………. 21
1.3 Система работы по изучению грамматических понятий на уроках русского языка………………………………………………………………….. 36
Глава 2. Развитие визуального мышления школьников с помощью наглядностей на уроках русского языка………………………………………..73
2.1. Информационные технологии – инструмент развития визуального мышления учащихся ……………....................................................................... 73
2.2. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе. Виды наглядных пособий ……………………………………..78
2.3. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку…………………………………………………………………………… 90
Заключение……………………………………………………………………. 100
Библиография………………………………………………………………….. 103
Приложения ……………………………………………………………………109
Библиография
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1984.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс. - М., 1995.
- Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Рус. яз. в школе. - 1987. - № 5.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М., 1983, 1998.
- Денисевич Г.В. русского языка методика его – Курск, -
- Евдокимов, В.И. Наглядность и эффективность обучения: Учеб. пособие для пед. ин-тов. / В. И. Евдокимов. им. Харьков: ХГПИ им. Г.С. Сковороды, 1988.
- Занков Л.В. и активизация в обучении. – М, 2000.
- Евдокимов В.И. вопросу об наглядности в – СПб,
- Егорова Н.В. разработки по языку. 9 универсальное пособие. – М.: ВАКО, .
- Греков В.Ф. др. Пособие занятий по языку. – Просвещение, 2008.
- Зельманова Л.М. русского языка средней школе. – 2004.
- Максимов В.И. язык и речи. – Гардарики, 2002.
- Мингазов Э.Г. основы принципа обучения. – 2005.
- МПРЯ. Методика русского языка ред. Баранова). – М., 2000.
- Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.А. Юзефавичус и др.; под ред. Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2011.
- Рубинштейн С. Л. общей психологии. – М, 2006.
- Русский язык: текстов для письменного экзамена русскому языку курс основной 9 кл. Авт. – Л.М. Рыбченкова, Склярова. – Дрофа, 2002.
- Русский язык: -справ. Е.А. Панова, Позднякова. – ООО “Издательство 2004.462с.
- Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. 2-е изд. / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1982.
- Славин А.В. образ в познания. – 2001.
- Фролова В. Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин // Вологдинские чтения. 2009. №75.
- Шмелев А.Д. язык и действительность. – 2002.
- Шарапова М. И. ИКТ в образовании // Вестник МГЛУ. 2011. №620. С.119-135
- Шаяхметов Олег Хазиакрамович, Казиев Азрет Хусеевич Расчет эффективности использования наглядных пособий в процессе обучения // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №12. С.91-94.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. Центр «Пед. поиск», 2000 – 160 с.
- Волина В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: Изд-во Урал, 2012– С 114-118.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000 – С 277-279.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика. 1997 - 268 с.
- Данилов М.А. Пути достижения высокой успеваемости. - М.: Просвещение, 2009– 318-325 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Просвещение, 1999 – 335 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Педагогика, 1994 – 146 с.
- Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Речь, 1994 - 499 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов корр-развив обучения. - М.: Гуманит. изд. центр Владос,2009– 136 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2009-144 с.
- Стрезикозин В.П. Организация учебного процесса в школе. М., 2001 – С 341-345.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. - М.: Просвещение, 2005 – С 269-274.
- Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под. ред. З.И. Калмыковой. -М.: Просвещение,2006– С 287-293
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., испр. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000 – 512 с.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология», М.: Просвещение, 2003– С 395-398
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.; Высшая школа, 1988 – 917 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Сб. «Исследование мышления советской психологии». М.: Наука, 1966 – С 57-68
- Шурыгин В.И. Неуспевающий отличник и благополучный двоечник // Народное образование. - 2000. - № 3 – С 61-62
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996 – С 88-95
- Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 3. Психология образования. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 620 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в школе. - М.: Просвещение,2006– 246 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995 – 305 с.
- Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность. М.,2010.-200с.
- Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. // Начальная школа.2010. № 11. С. 19.
- Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз., 1988 – 180 с.
- Словарь синонимов русского языка в 2-х томах. - М: Изд-во «Наука». - 1976. - Т.2. – 856 с.
Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом. Понимание основ методической системы учебников поможет учителю реализовать стоящие перед ним задачи в соответствии с современными требованиями к урокам русского языка [49]. Поэтому мы проанализировали современные действующие учебники по русскому языку с точки зрения использования в них наглядного материала. Учебники традиционно содержит как теоретический материал, так и задания (упражнения) для формирования всех необходимых умений (учебно-языковых, правописных, речевых). Специальными условными обозначениями выделены: материал повышенной трудности; материал для заучивания и запоминания