Коммуникативный подход в изучении главных членов предложения на уроках русского языка в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Едва появившись на свет, маленький человечек начинает воспринимать и интерпретировать речь. На детский возраст приходится наиболее важный этап речевого развития, особенно на дошкольный и школьный периоды. Уже в самом раннем возрасте у ребенка возникают потребности общения, удовлетворяемые посредством доступных ему звуков, а в возрасте около года появляются первые осмысленные слова.
Растущий ребенок пользуется все более сложными языковыми конструкциями. Его словарь включает всё новые слова и обороты, постепенно усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………….………………………….3
Глава 1. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………….7
1.1. Духовная и эстетическая потребность в речи………………………….7
1.2. Формирование коммуникативной и языковой компетенций обучающихся средствами современного филологического образования…11
1.3. Коммуникативный подход к изучению языка и развития речи в начальной школе…………………………………………………………… 20
1.4. Речевая работа над созвучными однокоренными словами в 3-4 классах………………………………………………………………… .24
1.5. Некоторые виды работы по развитию речи на уроках русского языка..26
1.6. Место словесного ударения в русском языке…………………………. 28
Глава 2. Коммуникативный подход в изучении грамматики в начальной школе………………………………………………………………………… 36
2.1. Работа над предложением……………………………………………… 36
2.2. Виды работ и упражнений при работе над предложением………… 47
2.4. Нетрадиционные приемы развития связной речи…………………….. 52
2.5. Моделирование речи для совершенствования речевой деятельности54
2.6. О формировании синтаксического строя речи младших школьников.59Заключение…………………………………………………………………… 69
Библиография……………………………………………………………… 74
БИБЛИОГРАФИЯ
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 2008.
Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 2007.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 2010.
Белошапкова В.А., Современный русский язык, синтаксис. - М, 2007.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Баласс, 2013.
Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка. – М., 2006.
Горецкий В.Г. и др. Русская азбука. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Грамматика современного русского литературного языка / АНС, Институт русского языка, под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 2010.
Журова Л.Е., Рудницкая В.К. и др. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах). – М, 2005.
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 2008.
Золотова Г.А. О возможностях перестройки в преподавания русского языка// РЯШ. - 2008. - №5.
Золотова Г.А. Синтаксические основания коммуникативной лингвистики// ВЯ. - 2008. - №4.
Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Осипенко Н.К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка» / Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка (8-9 классы гуманитарной специализации) // РЯШ. - 2008. - №2.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю., Коммуникативная грамматика русского языка; М, 2008.
Иванов С.В., Кузнецова М.Н. и др. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Канакина В. П. , Фомичева Г. А. Русский язык: Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2015.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. – М., 2007.
Методика преподавания русск
Поставьте глагол в нужной форме. «У себя в глазу бревна не ви…дишь, а у другого соринку …» (замечать, подмечать, улавливать). Объясните правописание окончаний глаголов.
Составьте пословицу, дополнив слово глаголами – антонимами. Смелый …, робкий ….
Результативность этой работы особенно видна при выполнении творческих письменных работ сочинений и изложений.
Большое значение придано самостоятельной работе учащихся по развитию речи, их творческой активности. Часто используются на уроке приемы замены учащихся учителей.
Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителей. Это требует от них домашней подготовленной работы. На месте учителя хотят побывать все. В 1 классе предлагается провести минуты чистописания, словарно-орфографическую работу. С большим удовольствием дети брались помочь учителю. Вместе с ними можно намечать план работы на определенном этапе урока, а материал они уже сами подбирают, предлагают его ребятам