Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с артикуляторно-фонетической дислалией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы речевого развития личности определяется государственными требованиями и концептуальными положениями относительно языкового образования граждан России, поскольку нарушения в развитии речи затрудняют процесс общения и негативно сказываются на развитии прочих высших психических функций, таких как внимание, память, воображение, мышление, эмоционально-волевая и личностная сфера и т.д.
Исследователями отмечено, что количество детей с нарушениями речевого развития в последние годы имеет тенденцию к увеличению [30, 61]. По данным некоторых отечественных источников, распространенность нарушений речевого развития составляет до 25% среди детей школьного возраста [22, 46]. В иностранной литературе приводимые цифры несколько меньше, но все равно весьма значительны – от 3,8 до 15,6 % [60].
Формирование речевой компетентности, в частности правильного звукопроизношения, является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детской личности, что нашло свое
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ ДИСЛАЛИИ 7
1.1 Понятие дислалии, механизмы возникновения нарушения произносительной стороны речи при различных видах дислалий 7
1.2 Речевые особенности детей с артикуляторно-фонетической дислалией 13
1.3 Анализ методик логопедической работы с детьми с артикуляторно-фонетической дислалией 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 34
2.1 Организация исследования и изучение состояния звукопроизношения у детей с артикуляторно-фонетической дислалией на констатирующем этапе 34
2.2 Содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с артикуляторно-фонетической дислалией 40
2.3 Описание результатов логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с артикуляторно-фонетической дислалией 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. – Москва: Логос, 2019. – 304 с.
2.Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Часть II: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. – Москва: Аркти, 2019. – 70 с.
3.Боброва, В.В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов. / В.В. Боброва, А.Н. Сакаева, Е.Н. Лихачева. – Москва: Спутник, 2018. – 66 с.
4.Богуш, А.М. Обучение правильной речи в детском саду / А.М. Богуш. – Киев, 2010. – 216 с.
5.Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – Москва, 2007. – 38 с.
6.Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – Москва: АСТ, Астрель, 2005. – 208 с.
7.Волкова, Л.С. Логопедия: методическое наследие / Л.С. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
8.Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педвузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
9.Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 278 с.
10.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 200 с.
11.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва, 2014. – 415 с.
12.Гвоздев, АН. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –Москва: Детство-Пресс, 2007. – 321 с.
13.Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Москва: В. Секачев НИИ Школьные технологии, 2018. – 192 с.
14.Дифференциальная диагностика речевых нарушений у дошкольников. Методические рекомендации № 49. – Москва: Департамент Здравоохранения города Москвы, 2017. – 33 с.
15.Дислалия. Часть I. Теоретические ос
Постановка звука производится последовательными приемами (см. рисунок 9).
Рис. 9. Приемы постановки звука по О.В. Правдиной
На этапе автоматизации звука О.В. Правдина рассматривает как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: осуществляется переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, слогам со стечением согласных, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Работу над дифференциацией по О.В. Правдиной следует начинать, когда оба смешиваемых звука