Управление проектом по формированию у детей 6-7 лет представлений о праздниках малой родины как компонента гражданской идентичности
Введение
Актуальность. В современной России все более актуальной становится проблема гражданской идентичности. В связи с этим особую остроту приобретают вопросы, связанные с её формированием у подрастающего поколения российских граждан, так как именно эта часть общества наиболее уязвима и подвержена разного рода негативным влияниям.
О необходимости формирования гражданской идентичности обучающихся заявляется в основополагающих государственных документах, регулирующих образовательную сферу. Внесены поправки в Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», связанные с усилением внимания к воспитанию в образовательном процессе, где проблема формирования гражданской идентичности также явно обозначена [4]. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования гражданская идентичность представлена в качестве образовательной цели и личностного результата образования. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает консолидацию усилий семьи, общества и государства, направленных на формирование гражданской идентичности. В Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации формирование гражданской идентичности названо культурно-политической сверхзадачей российского образования. Однако такой термин не применяется в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ‒ ФГОС) дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие дошкольника должно включать формирование представлений о малой родине и Отечестве, а также о социокультурных ценностях нашего народа. Но данная сторона познавательного развития дошкольника в большинстве случаев не находит отражения в программах дошкольного образования. Появляется необходимость включения материала о родине и её культуре в содержание обучения детей, что обусловит более полное представление о стране и регионе, в котором они проживают, а также в некоторой степени решит проблему преемственности в формировании гражданской идентичности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой и создаст первоначальный «фундамент» для формирования гражданской идентичности уже как официального образовательного результата, зафиксированного в последующих Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления проектом по формированию у детей 6-7 лет представлений о праздниках малой родины как компонента гражданской идентичности……………………. 14
1.1 Формирование гражданской идентичности как требование Федерального государственного образовательного стандарта…………. 14
1.2 Типы и характеристика праздников малой родины……………..….. 27
1.3 Педагогические условия управления проектом по формированию у детей 6-7 лет представлений о праздниках малой родины как компонента гражданской идентичности……………………………..…… 32
Выводы по первой главе…………………………………………………... 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по управлению проектом «Юный гражданин»………………………………………………………...43
2.1 Опыт управления проектом «Юный гражданин»……………………. 43
2.2 Оценка результативности управления проектом «Юный гражданин»…………………………………………………………………. 55
Выводы по второй главе…………………………………………………… 71
Заключение………………………………………………………………… 73
Библиографический список……………………………………………….. 75
Приложение 1 Устав проекта «Юный гражданин»……………………… 85
Приложения 2 Методики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы………………………………………………... 117
Приложение 3 Авторская справка………………………………………… 135
Не найдено
Формирование гражданской идентичности предусматривает развитие ее трех компонентов: когнитивно-смыслового, который отвечает за знание о принадлежности к данной социальной общности; ценностно-эмоционального, который отражает характер нашего отношения к такого рода принадлежности и о принятии или непринятии этой принадлежности; деятельностного компонента, сущность которого раскрывается в демонстрации гражданской позиции. Отсюда, формирование представлений о праздниках малой родины связано со всеми тремя компонентами гражданской идентичности: чтобы сформировать обозначенные представления, дошкольников необходимо ознакомить со знанием об этих праздниках, выработать умения отличать один от другого, находить их даты в календарях и др., и, наконец, организовать действие ‒ вовлечь детей в празднование знаменательных дат.
Феномен изучения праздников как российских, так и зарубежных учёных, говорят о том, что праздник: во-первых, определенное событие, посвященное кому-либо, чему-либо, означает определенный период времени; во-вторых, это свободное время для каждого, когда не занимаются своими делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Нами рассмотрены самые важные и яркие праздники мирового, российского и местного масштаба. Составлена схема типов праздников на основе классификации Д.М. Генкина, с поясняющей таблицей, в которой представлена необходимая информация про праздники малой родины. Анализ программ дошкольного образования позволил сделать вывод, о том, что программы предполагают знакомство детей с праздниками, но на недостаточном уровне – от двух до пяти праздников за всё обучение. Также на одном занятии могут рассматриваться несколько праздников, что не способствует осознанию детьми смысла праздника, его традиций.